Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Шлифуем мастерство

Третий этап — этап спортивного совершенствования, когда, как мы уже упоминали, полностью сформировавшийся юный игрок начинает путь в большой спорт. На этом этапе все качества, должным образом сформированные раньше, получают необходимую игровую огранку или обкатку, кому как нравится назвать — суть от этого не меняется. Игрок на этом этапе целенаправленно шлифует свое игровое мастерство и активно формирует стиль игры. Он достаточно много участвует в турнирах, причем далеко не всегда перед ним ставится цель — победа любой ценой, много турниров носят тренировочный характер, где решаются отдельные технико — тактические задачи. Спортсмен приобретает соревновательный опыт, учится достижению спортивной формы к определенным конкретным стартам, продолжает много тренироваться. На самом деле при всей внешней простоте задач этого этапа он очень сложен и тонок, богат большим количеством нюансов в подготовке, особенно их много в области тактики и психологии игры, а также в овладении искусством приобретения спортивной формы. Следует подчеркнуть, что на этапе спортивного совершенствования происходит значительная индивидуализация как тренировочного, так и соревновательного процессов. В значительной степени тренировки из групповой формы переходят в индивидуальную.

Те, кто успешно проходят этот этап, как правило, становятся игроками хорошего международного уровня и продолжают карьеру высшего спортивного мастерства. Этот этап требует от тренера и спортсмена существенных интеллектуальных усилий, которые необходимы при формировании и реализации тренировочных планов, а также для разработки тактики игры с основными конкурентами. Шлифовка всех видов спортивной подготовки предполагает глубокий и объективный анализ достоинств и недостатков собственной игры и глубокое понимание путей совершенствования мастерства.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что успехи в процессе спортивного совершенствования во многом зависят от качества планирования тренировок и грамотно проводимых восстановительных мероприятий. Это период, когда тренер совместно со спортсменом должны научиться своевременному достижению устойчивой спортивной формы. К сожалению, очень часто этим задачам не уделяется должного внимания. Этот этап является последним фильтром на пути из массового настольного тенниса в элитный профессиональный теннис. И действительно, из относительно большого количества игроков, достигших третьего этапа, к его завершению добираются считанные единицы.

Будет правильно определить уровень подготовки, который мог бы стать некоторым рубежом на рассматриваемом этапе. На наш взгляд, это норматив мастера спорта. Это планка, может быть несколько условная, преодолев которую, игрок становится индивидуальностью и способен ставить перед собой серьезные задачи. Например, войти в элиту российского настольного тенниса, получить возможность выступать на международных соревнованиях, стремиться стать заметным игроком высшей ступени, добиться медалей в крупных российских и международных турнирах.

Когда некоторые тренеры толкуют о необходимости снижения норматива мастера спорта, они ставят проблему с ног на голову. Если норматив понизить, у нас появится больше мастеров спорта, но это не будет означать, что российский настольный теннис стал сильнее, это будет говорить о снижении требований к качеству нашей работы. А куда же дальше снижать это качество?

Я вспоминаю времена, когда мастером становились игроки, одержавшие в течение года не менее шести побед над игроками двадцатки СССР. Это была тяжелая норма, но честно ее выполнивший становился элитным игроком. Ведь он играл на уровне хотя бы второй десятки большой и мошной страны. Сегодняшняя норма неизмеримо слабее, тем не менее ее выполнение вызывает немалые трудности. Мне кажется, это связано с серьезными недоработками на этапе отбора, а главное, с увлечением порочной практикой форсирования на подготовительном этапе.

Имеет смысл напомнить о типичных трудностях этого этапа. Он часто бывает серьезным испытанием для отношений между тренером и спортсменом. Игрок взрослеет и требует к себе соответствующего подхода. Не всегда за этими возрастными и личностными изменениями ученика успевает тренер. Еще вчера спортсмен был полностью зависим от него, благодаря своему тренеру он из недавнего несмышленыша превратился в серьезного игрока, и вот уже с его мнением приходится считаться. Кроме того, теннисист этого класса требует профессионального внимания, ведь его подготовка уже носит во многом индивидуальный характер. Нужно ее спланировать и организовать, обеспечить необходимыми спаррингами, проконтролировать и проанализировать тренировочный процесс, внести коррективы. Число турнирных стартов возрастает, а сопровождать воспитанника не всегда удается, ведь остальные обязанности тренера никто не отменял.

Это время, когда ученик заканчивает школу, поступает в институт, находит подругу. Часто эти изменения вступают в противоречие с тренировками, уводят от решения спортивных задач. Рядом должен оказаться наставник, способный деликатно отрегулировать ситуацию.

Если игра теннисиста достигла хорошего уровня, он привлекает внимание специалистов, например, может быть приглашен в клубную команду, часто в другой город, в сборную, где он сталкивается с другими тренерами. И не факт, что стиль работы этих тренеров похож на то, к чему привык теннисист. Это тоже перестройка, стрессовая ситуация. Иначе говоря, личный тренер должен обладать педагогическим даром и житейской мудростью, чтобы своевременно разрешить все эти проблемы, адаптировать ученика к новым условиям жизни.

Если вернуться к отечественным реалиям, то приходится признать, что далеко не всегда перечисленные проблемы разрешаются благополучно. И многие из наших подающих надежды юных дарований часто остаются один на один с непростыми жизненными реалиями.