Подставка
Подставка — один из основополагающих технических приемов теннисистов, выполняющих быстрые атакующие удары и использующих вертикальную хватку ракетки. Она занимает чрезвычайно важ — 110(1 положение в системе ударов толчком слева и атакой справа у китайских теннисистов, использующих вертикальную хватку. Совершенствование этого технического приема привело к дальнейшему Развитию техники подставки — изменились скорость, сила, вращение и направление полета мяча.
Особенность техники подставки состоит в том, что теннисист Играет вблизи стола. Он малоподвижен, скорость мяча высокая, поэтому отмечается частая смена направлений полета мяча. В ходе контратаки игрок может использовать технику скоростной или уси-
Ленной подставки, направляя удары в различные точки, чтоб ставить соперника переместиться и перехватить инициативу в В некоторых случаях этот прием может быть использован та для того, чтобы использовать слабые места в игре соперника и дать себе благоприятные условия для атакующих ударов. . пассивном характере игры или при равенстве сил подставки п гают вести активную защиту и перехватывать инициативу в й
При овладении техникой подставки и применении ее в игре обходимо учиться придавать мячу большую скорость, силу, нап лять удар в различные точки площадки соперника, придавать ‘ «вязкий» характер.
Высокая скорость полета мяча — важное условие техники ставки. Главное в технике ускоренной подставки заключается в что удар выполняется по восходящему мячу.
Сила удара — второе требование техники подставки. Если пользуется прием усиленной подставки, это позволяет значит 1 увеличить мощность подставки, создать благоприятные условия выполнения боковых атакующих ударов. Использование усилен и слабой подставки в сочетании в игре против соперника, вы няющего атакующие удары в средней зоне стола, заставляет мерника выполнять передвижения, сковывает его действия, д возможным захватить инициативу.
В некотором смысле увеличение силы подставки способст увеличению ее скорости. При увеличении силы удара необхо обращать внимание на следующие моменты. Во-первых, время ра должно совпадать с моментом, когда мяч находится в выс точке отскока, что возможно при высоком темпе игры (тогда т удара совпадает с высотой сетки или несколько выше сетки), а способствует усилению толчка. Во-вторых, точка удара дол находиться на уровне груди игрока справа от него, что позво усилия плеча и предплечья направить вперед. Если точка ул уходит слишком влево, это увеличит усилие, направленное вл" и уменьшит усилие, направленное вперед. В-третьих, при исп зовании техники усиленной подставки необходимо обращать в мание на то, чтобы замах выполнялся прежде всего усилием пл и предплечья назад-вверх. Важно здесь также дополнительное лие туловищем и средним пальцем.
Сопернику довольно сложно противостоять игроку, примен щему подставку, в которой резкие перемены из-за малой подв ности игрока носят скрытый характер. При использовании подст ки изменяются направление полета мяча, его вращения и усил Изменение направления полета мяча предполагает игру по прям диагонали, коротко и длинно, а также с дальнего и ближнего р стояния. Изменения возможны не только при активном ИСПОр зовании толчков и силового давления. И при пассивном характ игры необходимо уметь осуществлять соответствующий контроль направлением полета мяча.
Для того чтобы придавать мячу различные вращения, необ димо овладеть техникой толчка, придающего мячу нижнее вра ние, а также освоить технику толчка с выталкиванием, что прид
■ гному мячу боковое вращение или скорость. Это имеет большое ° ( JЧОНИЄ в игре с теннисистом, который применяет топ-спины. Прие — *’1′! сочетающие частые чередования сильных и слабых ударов и 1(М1.цяюш. ие направления полета и скорость мяча, также могут 0ЫП) успешно использованы против играющего в средней зоне топ- :лми соперника. Гибкое изменение угла, под которым игрок нт ракетку, момента удара, направления приложения усилий яВ, ются основными составляющими технического приема. Ими… чодимо овладевать постоянно.
Упомянутые требования вытекают из активного, атакующего і игры, присущего технике подставки.
Line одно требование при использовании подставки — наличие то» характера игры. В практике соревнований после усиленнее голчка или сильной агрессивной атаки, если нет возможности |К и : правильный выход из сложившейся ситуации или при невыгод м положении, очень часто в ходе применения подставки возні:, л г равновесие сил. Игра становится пассивной. В такой ситуацій необходимо придать игре «вязкий» характер, обращая внимание а такие приемы, как изменение угла, под которым игрок держи ракетку, изменение направлений полета, изменение усилий, борьПа с вращением мяча. Необходимо четко контролировать траекторию полета мяча, по которому была выполнена подставка, для ві :’ ия длительной борьбы с соперником. «Вязкий» характер игры, кінигроки применяют технику подставки, имеет большое значенні ля тех теннисистов, которые владеют техникой быстрых атаку — ю: ударов и в ходе соревнований постоянно совершенствуют ее
В 60-е гг. теннисисты, владеющие техникой быстрых атакующих ударов, ограничивались одним-двумя пунктами упомянутых требований. Однако в 70-х гг. с увеличением темпа игры, в которой європій кие теннисисты использовали топ-спины, а также совершенствовали атаки слева, у игроков быстрого атакующего стиля, исполь — чуш’ііих подставки, возникла необходимость приспособиться к новой си іции, всесторонне овладевать техникой подставки для успеш- ‘>орьбы с различными соперниками.
В соответствии со скоростью, моментом удара, усилием и его И;’ явлением, углом, под которым игрок держит ракетку, положе — Н1" при котором происходит соприкосновение ракетки с мячом, а гукже вращением ответных мячей, технику подставки можно под — Р * лить на следующие шесть видов: скоростная подставка сле-
Ва — і пленная подставка, подставка с отведением руки в сторону, г" явка с нижним вращением, слабая подставка и подставка С||рава. Каждый из упомянутых технических приемов рассмотрим (л іьно. Во избежание повторения при разборе вариантов этого Tt>иического приема сделаем следующие разъяснения, касающиеся оГ)ьиной стойки и подготовки спортсмена при выполнении подстав — К| В зависимости от роста спортсмена определяется расстояние от за которым игрок располагается, — обычно оно равно 30— ^ м. Игрок расставляет ноги шире плеч, правую ногу выставляет чУп> вперед, а левую — чуть назад, так, чтобы расстояние между ними составляло полступни; причем ступни должны быть параллельны. Туловище наклонено чуть вперед, центр тяжести те ходится посередине, колени чуть согнуты. Ракетку держат поч горизонтальном положении — угол около 90° по отношению верхности стола. Указательным пальцем игрок немного дав(. ракетку, а большой палец находится в расслабленном состоя плечо и локоть плотно прилегают к правому боку игрока, ! между плечом и предплечьем составляет около 100°, плечо расс лено.
Скоростная подставка Скорость полета ответного мяча высокая. Удар может выполнен как по прямой, так и по диагонали. При контратаке равновесии сил в игре теннисист использует удары толчком, наг ленные в правый и левый углы площадки соперника. Можно пр
Кинограмма 36. Скоростная подставка вертикальной хваткой слева Вверху — по диагонали, внизу — по примой. |
Н()ть и атакующие удары в незащищенные места, позволяющие выигрэть время и отвлекающие соперника, что создает благоприятные условия для перехвата атаки и нанесения атакующих ударов сирааа, в результате соперник может совершить промах, упустить благоприятный момент. Скоростная подставка, как правило, используется против наката со слабым вращением мяча, подставки средней силы, выполненными соперником при атаке (киногр. 36).
До нанесения удара игрок усилием плеча и предплечья немного оТводит ракетку назад.
До нанесения удара руку вытягивают вперед так быстро, чтобы соприкосновение ракетки с мячом произошло по восходящему мячу.
, Соприкасаясь с мячом, ракетка изменяет его вращение, ударяя пс его средней или верхней части. Дополнительное усилие руки в основном направлено вперед и немного вверх.