Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

О тренерах

Для того, чтобы было проще определиться с выбором тренера ниже приведем основные критерии оценки его квалификации:

1) Умение играть в теннис
Играл ли сам, на каком уровне, сколько лет, добивался ли результатов? Ответы на эти вопросы позволят судить о турнирном опыте наставника, о количестве лет, проведенных в спорте. Есть мнение, что тренер не обязан уметь играть сам, но это не совсем верно. Да, он может не быть бывшим великим чемпионом и не поддерживать соревновательную форму, работая с группами малышей, но навыки владения ракеткой у него должны быть на высоком уровне и, желательно, заложены с детства. Дело в том, что дети очень внимательно смотрят и моментально повторяют движения наставника, чаще ориентируясь на то, что они видят, а не на подсказки. Кроме того, обучать гораздо проще, когда чувствуешь все технические нюансы на себе. Да и, работая со зрелым профессиональным спортсменом, играющий тренер может принести больше пользы, чем переквалифицировавшийся из другой области самоучка;

2) Образование
Думаю, на этом пункте можно надолго не задерживаться. Понятно, что профильное физкультурное образование является существенным плюсом при выборе тренера. Хотя нельзя забывать, что оно само по себе не является гарантией высокой квалификации. Как минимум, потому что многие бывшие спортсмены во время обучения разъезжали по соревнованиям и получали диплом «для корочки».

3) Заинтересованность процессом преподавания
Мотивация важна в любом деле, каким бы не занимался человек. Не каждый родитель, со своей стороны, может разобраться в причинах, побуждающих тренера к преподавательской деятельности, но на явные моменты стоит обратить пристальное внимание. Кто-то рассматривает спорт только как источник дохода, для кого-то это привычная среда, которую он не хочет менять, а кто-то из тренеров относится к работе в качестве теннисного педагога, как к временному занятию и не собирается надолго задерживаться в этой роли. Понятно, что для прогресса детей, лучше всего, если тренер заинтересован в их будущих результатах, если его главной мотивацией является желание воспитать чемпионов. Тогда невооруженным взглядом заметно как наставник горит своей работой, готов задерживаться на корте, чтоб отработать какой-нибудь элемент, продолжает учиться, развиваться, искать самые продуктивные методики.

Хорошего тренера для самых маленьких сложно найти, ведь для того, чтобы увидеть первые плоды работы на соревнованиях, должно пройти лет пять, а за это время многие дети просто уйдут из спорта и все вложенные в их подготовку силы будут потрачены впустую. Поэтому многим специалистам, горящим за результат, не хочется работать с 4-5-летками, отдавать себя большому количеству детей, и они переходят к работе с одним-двумя юниорами. С ними и результат раньше виден, и работа строится по индивидуальной программе, а не по часу 2–3 раза в неделю.

4) Опыт тренерской работы
Только с годами работы приобретаются практические знания, необходимые для грамотного, полноценного обучения детей. Тренерское чутье накапливается со временем: как именно работать с данным учеником, когда давать какие упражнения, кого с кем ставить в пару, стоит ли участвовать ребенку в предстоящем турнире. При выборе наставника лучше всего придерживаться золотой середины, избегая совсем юных и очень пожилых преподавателей. Ведь в преклонном возрасте многие люди становятся инертны, не успевают развиваться параллельно с современным теннисом и обучают устаревшей технике.

5) Направление работы
Каждый тренер имеет больше опыта в работе с детьми того или иного возраста. Есть специалисты, которые работают только с любителями. Наставнику, проведшему годы с самыми маленькими, будет сложно вести взрослого теннисиста, а тренеру, сопровождающему игрока по соревнованиям не просто перейти на работу с группами начинающих детей. При выборе педагога этот фактор важно учитывать и еще обратить внимание на методики работы специалиста. Кто-то из тренеров выбирает авторитарный стиль работы, кто-то партнерский, у каждого свой подход в обучении того или иного элемента, свои взгляды. И лучший результат будет только в том случае, если методы наставника подойдут данному ребенку. Это можно увидеть в процессе обучения: по настроению юного теннисиста, его желанию посещать тренировки, прогрессу на корте, улучшению результатов выступлений. Так же заранее понятно, что для юниора, занимающегося профессионально необходим наставник, готовый обеспечить полный тренировочный процесс. Выбирая тренера, родители должны обсудить все нюансы предстоящей работы, высказать свои пожелания и размышления. Возможно, уже в процессе беседы станет понятным, насколько данный специалист сможет соответствовать заявленным требованиям.

Методики некоторых тренеров вызывают недоумение, а порой явное сомнение в их адекватности. Помню, как один из наставников лечил мигрень моей мамы ударами боксерской перчаткой ей по голове. Кроме приступа рвоты и усиления болей данный прием ничего не дал. Тогда наставник предложил ей выпить пива с воблой в качестве лекарства, но на это мама, слава Богу, не согласилась. Так что, если Вам предлагают строить тренировки по ультрасовременной программе, с постановкой техники, неизвестной ни одному преподавателю и с бегом босиком для единения с природой – задумайтесь, все ли здесь гладко.

6) Количество рабочих часов в день
Нормированный рабочий день тренера не должен превышать 5–6 часов работы при 5–6 дневном графике в неделю. Научно известно, что при превышении допустимого объема у наставников (особенно играющих на корте, а не только накидывающих из корзины) замедляются процессы восстановления, а следовательно ухудшается внимание и работоспособность. Накапливающаяся усталость приводит к болезням, к снижению качества тренировок и раздражительности.

7) Внешний вид
Одним из важных моментов при выборе наставника является отношение родителей к его внешнему виду. У кого-то специалисты в дырявых штанах и грязных кофтах не вызывают раздражения, а кому-то хотелось бы видеть рядом со своим ребенком опрятно одетого спортивного человека.

8) Манеры поведения
В этот пункт входят грамотная речь, соблюдение правил этикета, умение создать комфортную спокойную атмосферу на корте и вне оного, теплое отношение к детям, порядочность. Конечно, как и в предыдущем пункте, стоит отметить, что все эти качества должны быть оценены родителями, ведь для кого-то одни из них могут быть особенно важными, в то время как другие не играют никакой роли. Но, если тренер хамит ребенку и употребляет нецензурную лексику на тренировках, то стоит двести раз подумать, прежде чем приходить к нему на занятия.

9) Выполнение обязательств
Если тренировка назначена на 10 часов утра, значит, тренер на корте должен быть в 10 утра, а ученики к этому времени в полном сборе ожидать его. Отсутствие опозданий – одно из проявлений обязательности и ответственности человека. Пример серьезного отношения к своей работе передается детям, они понимают, что и сами должны тренироваться с полной отдачей. А если наставник приезжает на занятия с 15-минутным опозданием, в середине тренировки уходит попить кофе, болтает о жизни с другими тренерами, то и ученики теряют мотивацию и настрой.

К этому пункту относится соблюдение финансовых договоренностей. Все денежные расчеты должны оговариваться заранее во избежание двусмысленности и недопонимания и неукоснительно выполняться как со стороны тренера, так и со стороны родителей. Весьма неприятный осадок оставляют ситуации, когда ребенок приезжает с наставником на соревнования, но не получает достаточного внимания с его стороны, ведь деньги за работу уже получены. Или, когда педагог приходит на индивидуальную тренировку с опозданием на полчаса, зная, что родителей нет. Или болтает по телефону, пока ученик часами тренирует подачу на персональном занятии. Выполнение обязательств важно и по отношению к обещаниям, данным ребенку. Так, если тренер сказал, что в конце следующей тренировки, будет игра в салки, значит, так оно и должно быть.

Вспоминаются соревнования до 12 лет в Штутгарте. Победителям юниорского Кубка Кремля в соответствующих возрастных группах давалась возможность бесплатной поездки на мировой турнир Nike вместе со своим тренером. В итоге, покорять международные просторы отправились 4 игрока (2 мальчика и 2 девочки до 12 и до 14 лет) и 4 тренера. Компания наставников подобралась веселая, родителей с нами не было, вся ответственность за детей была на тренерах, которые, наконец-то, вырвались на волю, причем за государственный счет, а воля эта начиналась сразу же в магазине duty free в Шереметьево. Наставники быстро потерялись из виду за рядами бутылок, чему мы даже обрадовались, ведь теперь можно было стать по-настоящему самостоятельными! Все бы хорошо, но на вокзале во Франкфурте тренеры окончательно раскраснелись и застряли на зеленых пуфиках немецкого паба. Поезд в Штутгарт отправлялся через несколько минут, а мы из другого конца вокзала тащили на себе весь багаж и наставников в придачу. По приезду на турнир своего теннисного педагога мне довелось увидеть только несколько раз – последний, во время финального матча. Его появление сопровождалось громким падением на трибуну и криком: «Давай, мы лучшие! Вперед!» На удивление результаты превзошли все ожидания: 3 первых места и один полуфинал.

Конечно, такие поездки скорее являются анти примером поведения, но, говорят, что случаются, и по сей день. Поэтому, когда родителей убеждают, что ехать с ребенком не имеет смысла, лучше десять раз подумать, чем отпустить свое чадо одного. Особенно важно сопровождать юного спортсмена во время первых выездов на сборы и соревнования. В дальнейшем, после укрепления доверия между тренером, ребенком и родителями, можно будет разрешать самостоятельные поездки.

Еще одной частой проблемой, возникающей у мам и пап юного теннисиста, является продолжительность занятий с выбранным тренером. Дело в том, что в теннисе редко удается пройти весь путь от самого начала с одним наставником. Проходит время, и находятся причины, по которым приходится искать нового специалиста. Через несколько лет занятий родители уже начинают ориентироваться в теннисном мире, могут оценить качество работы с их ребенком, смотрят, как ведется тренировочный процесс с другими детьми. И естественно ищут, где их чаду будет уделено больше внимания. Иногда переход к новому педагогу является оправданным и приносит заметный результат, а иногда, наоборот, только ломает наработанное ранее. Родители начинают суетиться, бегать из одной спортивной школы в другую, что, конечно, сказывается не в лучшую сторону. Здесь нет единого рецепта решения проблемы, каждый случай уникален, но делая выбор надо четко понимать его оправданность. Так, например, при переходе к выездным соревнованиям имеет смысл поискать наставника, готового выезжать с ребенком, при нарушении договоренностей и непорядочности тоже стоит уходить, не задумываясь.

А вот в случаях: потери интереса к тренировкам, резкого спада результативности, жалоб ребенка на давление со стороны наставника, сомнений в квалификации тренера, стоит сначала до конца разобраться, выяснить истинное положение вещей и только потом принимать решение.

Как бы ни было трудно найти тренера, которому можно смело доверить обучение своего чада, главное не отчаиваться – хорошие наставники есть! Идеальных – нет, но действительно хорошие есть и их не так мало.

Большое количество детей начинают заниматься теннисом только из-за желания родителей пристроить их в какую-нибудь секцию, подходящую по времени, стоимости и местоположению. Не задаваясь вопросом, когда лучше стартовать, в каком объеме тренироваться, без глубокого изучения особенностей выбранного вида спорта, довольные мамы и папы через полгода ждут первых результатов. И далеко не всегда эти результаты совпадают с их ожиданиями. Дело в том, что последнее время стало модным начинать с 4–5 лет, а порой и с более раннего возраста. Видела как-то малыша, который едва-едва научился ходить, а его уже привели на корт, причем на индивидуальную тренировку. А в перерывах между упражнениями теннисный вундеркинд отправлялся к маме на колени для кормления грудью!

В вопросе возраста, наиболее подходящего для начала занятий, важно, прежде всего, учитывать специфику развития детей. Для 4-летнего малыша тренировки собственно на корте не столь актуальны. Гораздо важнее прививать ребенку навыки обращения с мячом и ракеткой, культуру движений по корту, все в игровой форме, в удовольствие. Для этого используются специальные детские мячи, низкие сетки, яркие фишки. И конечно, в силу своего физического развития и обычного объема занятий – 2 раза в неделю, ребенок еще не сможет выполнять сложные технические элементы, стабильно попадать в корт, играть с задней линии. О более интенсивных тренировках и резком росте игрового уровня можно говорить к шести годам, при условии грамотно заложенной в игровой форме базы. Если же родители начинают форсировать тренировочный процесс, увеличивать объемы, требовать от совсем ещё маленького ребенка быстрого прогресса, то ни к чему хорошему это не приведет. Да, возможно спортивное чадо к 5-ти годам будет играть на уровне 7-летних, но что его ждет в долгосрочной перспективе? Впрочем, односторонние теннисные нагрузки негативно скажутся на неокрепшем скелете гораздо раньше. Для того чтобы ребенок вырос в психически устойчивую гармоничную личность, ему необходимо пройти через основные этапы становления этой личности. Пятилетний спортсмен, отличающийся прекрасными умениями ударять по мячу, все же остается пятилетним. А значит, для него самого игровая форма занятий и общения со сверстниками являются более важными, чем успешное освоение движения подачи. На мой взгляд, раннее начало оправдано, только если родители не гонятся за сиюминутным результатом. В первые несколько лет для ребенка важнее всего полюбить теннис, прочувствовать, что это за игра, ощутить себя частью теннисного мира и постепенно осваивать технические движения. В то же время родителям стоит участвовать в теннисной жизни ребенка, а не просто приводить на тренировку и уезжать или сидеть в кафе. Важно узнавать у тренера об успехах своего чада, спрашивать о домашнем задании и обязательно выполнять его, общаться с юным теннисистом, смотреть матчи по телевизору.

Раннее начало в спорте обязательно должно быть грамотным. К сожалению, если попасть в группу к малоквалифицированному тренеру, где одновременно на корте бегают не менее 10 малышей, то результата можно не увидеть и через несколько лет таких занятий, при том, что внешне все будет смотреться весело и живо. Из этого можно сделать вывод, что родителям, желающим, чтобы их ребенок добился успеха на корте, необходимо внимательно изучать теннисную специфику, тщательно выбирать тренера и не гнаться за комфортным расписанием. Комфорт – это здорово, но не в ущерб качеству.

Совершенно не стоит переживать, если ваше чадо впервые появилось на корте в 6 лет. Этот возраст является самым оптимальным для начала осмысленных тренировок в теннисе. Другое дело, что базовые навыки физической активности, привитые еще до начала занятий, могут послужить хорошей опорой для быстрого прогресса. 6-летние дети, уже занимавшиеся подвижными играми с мячом, растяжкой, бегом имеют все шансы быстро догнать тех, кто начал двумя годами ранее. Но если ребенок до этого момента сидел дома и смотрел мультики, то, конечно, разница будет сохраняться длительное время. Пришедшие на занятия в 8–9 лет, уже существенно отстают от сверстников, проведших несколько лет на корте. При хороших способностях и грамотном тренере такие дети еще могут наверстать упущенное и в дальнейшем достичь высоких результатов, но начало пути им будет даваться заметно труднее. Девятилетний теннисист, желающий заниматься профессионально, должен быть готов к участию в первых соревнованиях, что же говорить о тех, кто в этом возрасте впервые взял ракетку в руки?

Если же ребенок приходит на корт в 10–12 лет, то о профессиональной направленности тренировок лучше и не думать. Дело в том, что техническая база, заложенная в раннем детстве, не сможет быть компенсирована никакими объемами в более позднем возрасте, и даже врожденный талант только сможет помочь в обучении, но не позволит достичь результатов мирового уровня. В истории тенниса случаев успеха при позднем старте буквально единицы. Дело в том, что в 4–7 лет ребенок восприимчив к новому как пластилин и приобретённые навыки укореняются в нем быстро и прочно. Юный теннисист органично впитывает технические навыки, и они становятся частью его тела, природой его движений. И даже бросив занятия спортом, спустя многие годы, человек обнаруживает, что может выполнить удары, изученные в далеком детстве.

Вообще, возраст начала тренировок играет важную роль для детей, желающих заниматься с профессиональным уклоном. Если же ребенка отдают на занятия теннисом для общего оздоровления, то никакие возрастные рамки не могут этому помешать.

Путь юного теннисиста начинается с первых ударов, неудачных имитаций, неловких попыток повторить показанный тренером замах, контактную точку, окончание движения. После каждой сыгранной партии мячей, детвора устремляется собирать желтые шарики на ракетки, укладывая их в причудливые башни и пирамиды. А потом, едва удерживая орудие труда и созданную на нем скульптуру неокрепшими мышцами, мальчик или девочка в милой футболке с изображением любимого мультипликационного героя пытается опрокинуть собранное богатство обратно в корзину.

Первое знакомство с ракеткой! Каким оно станет, во многом зависит от личного восприятия основного игрового инструмента самим юным теннисистом. На сегодняшний день у спортсменов есть возможность выбирать. Хочешь розовую девчачью, пожалуйста! Желаешь уменьшенную копию такой же, как у Роджера Федерера – без вопросов, держи! Существует огромный выбор симпатичных, порой низкокачественных, но, необходимых орудий теннисного труда.

Родители начинающих теннисистов часто теряются в вопросе подбора ракетки. Ведь, помимо, внешнего привлекательного вида она должна отвечать определенным требованиям и подходить конкретному ребенку. Выбор необходимого инвентаря является одним из наиболее значимых слагаемых успешного результата.

В моем детстве, ракетки, специально разработанные для совсем юных теннисистов, только появлялись. Укороченные ручки, облегченный вес, меньший объем «головы» с сохранением баланса – подобные игровые инструменты становились все более и более популярными, но все же еще не имели распространения в широких кругах занимающихся. Поэтому, основная масса юных спортсменов начинала тренироваться ракетками такими же по весу, как и у взрослых теннисистов. Конечно, в 5-7-летнем возрасте нагрузка на неокрепший плечевой пояс может сказаться негативным образом, а потому в современном теннисном мире, имеющем достаточные возможности, желательно внимательно отнестись к покупке ракетки.