Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Закладываем базис

Далее на этапе начальной подготовки с новичками предстоит длительная, рутинная, но очень важная и необходимая работа по закладке и формированию базового фундамента, на котором в дальнейшем будет строиться игровое мастерство теннисистов. От качества и прочности этого фундамента будут напрямую зависеть уровень и результаты их дальнейших выступлений.

Рассмотрим, из каких компонентов состоит этот базовый фундамент.

Во-первых, игроку необходимо освоить основные элементы рациональной игровой техники, которая должна отвечать современным требованиям и одновременно соответствовать индивидуальным особенностям теннисиста.

Во-вторых, он должен подготовить свой организм физически, то есть развить до необходимого уровня такие качества, как скорость, быстрая сила, реакция, координация, ловкость, гибкость, скоростная выносливость, и поддерживать их в дальнейшем на высоком уровне. Именно на базе этих качеств можно максимально эффективно проявить свой технический игровой ресурс.

В-третьих, необходимо научиться разбираться в тактическом построении розыгрыша каждого очка партии и встречи в целом и уметь использовать свое тактическое образование в каждом турнире на протяжении всей карьеры.

В-четвертых, начинающему чемпиону важно освоить основы психологической подготовки в настольном теннисе, в частности, научиться различным приемам саморегуляции, умению концентрировать внимание, быть мотивированным на нелегкую работу для достижения самых высоких результатов.

Квалифицированный тренер, имеющий специальное образование, должен понимать, что совершенствование игрового мастерства только за счет природных данных теннисиста и только с помощью игровых тренировочных упражнений у стола не позволяют в полном объеме раскрыть потенциальные возможности теннисиста. Кроме того, даже не самому классному специалисту ясно, насколько теннисист, вооруженный тактическими знаниями и опытом, сильнее теннисиста, не обладающего такими качествами. И насколько теннисист, психологически устойчивый и способный к концентрации, опаснее и сильнее игрока, этими достоинствами не обладающего. Казалось бы, зачем тогда так долго останавливаться на очевидных истинах, так много об этом говорить?

Увы, практика говорит о другом, часто, к сожалению, прямо противоположном. Очевидные истины под давлением жизненных обстоятельств и обычного человеческого тщеславия и жажды быстрого, сиюминутного успеха отступают на второй план. Прописные истины забываются и уступают место эфемерным попыткам добиться быстрых успехов любой ценой за счет неоправданного форсирования игровой подготовки. В ущерб задачам второго периода (создание фундамента) тренеры начинают безудержно натаскивать своих воспитанников в игровой практике (забыв о не менее важных задачах по планомерному развитию физических качеств, тактики и психики), заявляют на участие в слишком большое количество турниров и наносят тем самым непоправимый урон своим подопечным. По сути дела, такая практика обрекает большинство соискателей быстрых успехов на прямо противоположные результаты — довольно быстрое снижение темпов роста мастерства, и выход из этой ситуации всегда проблематичен. Долгий успех обеспечивает только надежный фундамент. Все предельно ясно, но тренеры с упорством продолжают наступать на те же грабли снова и снова.

Какие потери наносит нещадная эксплуатация природных данных вместо планомерного формирования стартовой площадки для мощного взлета в спортивном мастерстве? Прежде всего, теряется время. По сути, игрок устремляется в направлении, противоположном необходимому. Бросаясь в круговерть многочисленных турниров, игрок просто лишает себя возможности целесообразным образом готовить свой организм к росту спортивного мастерства. Нагрузки, неадекватные возможностям юного организма, приводят к переутомлению со всеми негативными последствиями. Кроме того, спортсмен недостаточно подготовленный, неизбежно испытывает большие психологические перегрузки, которые и сами по себе плохо влияют, и при этом требуют значительного времени для восстановления. Итог плачевный — вместо юного дарования, сумевшего вооружиться современной игровой техникой, хорошо подготовленного физически, тактически и психологически, полностью готового к началу успешной спортивной карьеры, к борьбе за место под спортивным солнцем мы получаем выжатого, как лимон, уставшего от настольного тенниса юношу с серьезными прорехами н теннисном образовании и в физическом развитии.

К сожалению, в нашей стране такой путь весьма и весьма типичен, страшно говорить, но в последние годы почти стопроцентно систематичен, в отличие от прекрасных примеров, которые постоянно демонстрируют представители китайской школы. А пример-то убедительный. Как правило, на международной арене китайский спортсмен появляется как полностью сформировавшийся игрок и сразу же становится одним из лидеров мирового настольного тенниса. Так было практически со всеми известными китайскими спортсменами. Они почти не участвуют в юношеских международных турнирах, в которых представители остальных стран играют много и охотно. Их готовят для серьезных «взрослых» результатов.

В октябре 2010 г. женская сборная России по гимнастике выиграла чемпионат мира впервые за двадцать лет (в личном многоборье победительницей стала шестнадцатилетняя россиянка Алия Мустафина). Вот как прокомментировала этот успех гостренер по гимнастике В. Родионенко в газете «Московский комсомолец» от 26.10.2010: «Наконец-то стали появляться гимнастки с грамотной базой, с хорошей хореографической подготовкой. Мы просим тренеров и руководителей на местах: «Не спешите!» Ограничили возрастной допуск на соревнования: не надо нам маленьких, лишь бы выставить для просмотра. Нельзя форсировать процесс подготовки, природа возьмет свое. Если базовая подготовка заложена — с этим ребенком можно идти дальше. А если использовать только природные качества, то приходит момент, когда мы талант теряем. Природа мстит. Все должно быть своевременно. Где-то чуть поспешишь — и это боком выходит. Это, конечно, очень трудно — не спешить. Когда так хочется результата, когда такие таланты в руках!»

На этапе начальной подготовки следует учесть некоторые моменты, без решения которых могут возникнуть серьезные

трудности на следующем этапе.

1) Игровая техника должна быть поставлена качественно и в полном объеме. Если в технике есть пробелы или ошибочно закрепленные навыки, это приводит к отставанию на следующих этапах, а переучивать очень сложно и долго, если вообще реально. Отставание только растет.

2) Хорошая физическая подготовка позволяет осваивать скоростные игровые режимы и сложные координационные двигательные навыки. Недоработка в этом разделе подготовки будет тормозить рост мастерства в дальнейшем.

3) В тот момент, когда осваивается простейшая техническая азбука, она должна сочетаться с усвоением простейших тактических основ игры — игры по направлениям. Мы хорошо знаем, что технический элемент — эго не движение одной руки, а комплексное движение ног, корпуса и руки. Так же и с тактикой. Она составляет единое целое с техническим приемом. Мы чаще всего их разделяем — осваиваем технику удара отдельно, без привязки к игре по направлению. Потом внедрить тактический аспект в техническое действие бывает весьма сложно.

4) На этом этапе необходимо освоить основы психологической культуры игры. Такие понятия, как мотивация, концентрация внимания, волевая устойчивость, не должны быть для спортсмена пустым звуком. Кроме того, он должен научиться настраиваться на преодоление как тренировочных нагрузок, так и соревновательных испытаний.