Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

ТРЕНЕРАМ-ОБЩЕСТВЕННИКАМ

Настольным теннисом могут заниматься люди любого возраста и самых разных профессий, любой степени физи­ческой подготовленности. Единственное условие — для за­нятий необходимо получить разрешение врача. Таким об­разом, тренеру, работающему с начинающими, надо учи­тывать их возраст, пол, спортивную квалификацию и фи­зическую подготовленность, степень заинтересованности в совершенствований игры. Индивидуальный подход к каж­

дому занимающемуся — основа совместной успешной дея­тельности тренера и спортсмена.

Начинать регулярные тренировки следует с выявления уровня технико-тактической, физической и психологиче­ской подготовки. Исходя из склонности к тому или иному игровому стилю нужно выяснить, какие технические эле­менты освоены хорошо, н развивать их далее. Нужно так­же определить, какие элементы, без которых нельзя обой­тись на соревнованиях, освоены плохо. Кроме того, трене­ру совместно с подопечным нужно решить, какие еще из неосвоенных ударов и комбинаций следует разучить в бли­жайшее время. Потом распределить тренировочное время таким образом, чтобы в начале занятия разучивать новые элементы, а в оставшееся время совершенствовать хорошо получающиеся приемы и отрабатывать недостаточно осво­енные. Причем если совершенствованию можно уделять много времени подряд без перерыва, ставя перед игроком все новые, усложняющиеся задачи, то плохо получающиеся удары следует выполнять по нескольку минут, но часто, может быть несколько раз за тренировку, чтобы не допу­скать усталости спортсмена и по возможности облегчить выполнение таких упражнений.

Подобным образом следует проанализировать и уро­вень развития физических качеств. Для этого предлагаем ознакомиться с примерным комплексом упражнений.

Для определенна координированности движений

1. Поочередно поднимать руки в стороны и опускать вниз. Упражнение делается с подскоками на обеих ногах.

2. Выполнять упражнение І, но с прыжками ноги врозь—ноги вместе.

3. Круги руками в разные стороны с приседаниями на обеих йогах.

4. Движения руками и ногами в различных плоскостях и после­довательности.’

5. Ходьба и сталкивание «противника» с гимнастической скамейки.

Для определения гибкости (подвижности в суставах)

1. Сидя на полу, наклон вперед с касанием лицом колен.

2. Полушпагат на любую ногу.

3. Поднимание рук вперед, вверх назад. Упражнение делается с гимнастической палкой, в зависимости от хвата (расстояния между кистями) измеряется подвижность в плечевых суставах.

Для определения ловкости

1, Соревнования на меткость бросков теннисных мячей в квадрат на стене 50X50 см с расстояния 5—6 м одной рукой снизу, сверху с места или в движении.

2. Преодоление полосы препятствий: кувырок с разбега, прыжок брусьев, лазание по шведской стенке, по канату, ходьба по бревну.

3. Приставные шаги по гимнастической скамейке, ходьба по евну.

4. Специальные упражнения на жонглирование в усложненных условиях —на ходу, с приседанием, сменой рук, двумя ракетками.

5. Игры «пятнашки», «круговая лапта», «перестрелка», «третий лишний».

Качество выполнения оценивается по пятибалльной системе для всех упражнений.

При определении уровня развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, можно воспользоваться оценками комплекса ГТО, нормативы которого разработа­ны в соответствии с возрастными категориями.

Так как настольный теннис — круглогодичный вид спорта, выделить отдельно соревновательный или подгото­вительный период невозможно. Можно выделять только наиболее важные соревнования и брать их за точку отсче­та специальной подготовки. Поэтому занятия физической подготовкой можно и нужно вести во все периоды, вклю­чать их в каждую тренировку, а иногда выделять дни для физической подготовки.

Упражнения для развития физических качеств могут широко использоваться во всех частях тренировочного урока — от разминки до заключительной части. Быстроту и ловкость рекомендуется тренировать в начале занятия, ибкость можно развивать как в подготовительной части, ак и в конце урока. Упражнения на силу для тенни с исто» ецелесообразно проводить в начале занятия, так как они огут ухудшить реакцию на мяч. Силовые упражнения и пражнекия на выносливость лучше всего выполнять в он це основной части занятия или выделять для них спе­циальное время, свободное от игровой подготовки. Не сле — .ует забывать об упражнениях на расслабления, который а ибо лее уместны в заключительной части занятия. Одна — о если игрок пришел на тренировку скованным и закре- ощенным, то желательно включить их в разминку, а так — е проводить в перерывах между игровыми упражіш* иями.

Несколько тренировочных занятий объединяются в еди — ый микроцикл, в котором нагрузка сочетается с отдыхом, ‘аще всего это недельный цикл. Но есть циклы и короче* инамика нагрузки в микроцикле напоминает «волну»: начале нагрузка относительно небольшая, в середине она остигает максимума, а в конце мнкроцикла снижается, ем короче микроцикл, тем быстрее пики нагрузки смени — ‘ тся отдыхом.

Микроциклы, в свою очередь, объединяются в мезо — цикл, который лучше всего приурочить к очередному круп­ному соревнованию, Мезоцикл представляет собой по ди­намике нагрузки большую «волну»: «ударные» микроцик­лы чередуются с менее нагрузочными и активным отдыхом, Мезоцнклы, в свою очередь, входят в полугодичные и го­дичные планы. Годичные планы — основа перспективных планов. Планирование позволяет вычислить объем, интен­сивность нагрузки, распределить ее на тот или иной пери­од соответственно возможностям занимающегося, прокон­тролировать ход тренировочного занятия, внести в после­дующие тренировки необходимые коррективы. Специали­сты рекомендуют для квалифицированных спортсменов примерный годовой рабочий план:

короткие подачи с подрезками,

подачи с боковым вращением мяча,

подачи без вращения,

контрудары слева в ближней зоне,

нападение слева и справа против защиты подрезкой,

тренировки во элементам атакующих ударов,

чередование накатов и укороченных ударов,

тоисшшы справа и слева,

косые удары справа и слева,

защитная свеча слева и справа (крученая),

удары слева с отходом назад и подходом вперед,

игра только ударами слева (для подвижности),

тренировка тактических комбинаций,

тренировка технических комбинаций,

метание набивного мяча 1 и 2 кг,

стартовый бег на 30, 60, 100 м,

упражнения:

со скакалкой длинной и короткой, на колесе (тополин, подрезка и др.), с резиновым амортизатором, у зеркала в утяжеленном поясе, плавание на продолжительность и скорость, игра двумя мячами, игра на воздухе, игровая разминка у стола, бег-кросс, бег с ускорениями, ходьба, утренняя зарядка, комплекс, день физической подготовки, тренировочные сборы, контрольные н товарищеские игры.

В него включены технические и тактические задания, уп­ражнения по общей и специальной физической подготов­ке. Предусмотрены также специальные дни физической подготовки, дни контрольных игр и соревнований. Каждое задание имеет временной показатель, потом время сумми­руется и определяется общая продолжительность занятий, общее время, отведенное отработке каждого задания. Фик­сируется также время отдыха. Все эти данные являются основой для оценки н контроля деятельности спортсмена, корректировки его дальнейшей подготовки.

Кроме планов, которые составляются тренером и уче­ником совместно, каждый занимающийся в секции должен иметь свой дневник, в котором он детально записывает ход тренировок, дает оценку своей игре, а также фикси­рует данные самоконтроля как объективные, так и субъек­тивные.

Объективный самоконтроль включает измерение пульса сразу после сна и за 5—10 минут перед сном, сразу после нагрузки в первую минуту восстановления и до нагрузки. Такие данные позволяют уточнить величину тренировоч­ной нагрузки и способность организма к восстановлению.

Среди субъективных данных, которые не менее, а ино­гда и более информативны, отмечается самочувствие, на­строение, сон, аппетит, желание работать и т. д. Они очень важны для предупреждения перетреннрованности, для ре­гуляции и саморегуляции эмоционального состояния, кор­рекции психологического климата в коллективе.

Предлагаем ряд субъективных показателей, которые спортсмен может ежедневно отмечать в своем спортивном дневнике. Это показатели настроения (модифицированная шкала Уэссмана — Рикса), показатели, определяющие ат­мосферу в коллективе (модифицированная шкала Фидле- ра), показатели мотивации к тренировке и показатели от­ношения к окружающим условиям, которые могут отра­жаться на эффективности работы. Все показатели для удобства и для возможности сравнения даны в пятибалль­ной шкале. Они заполняются до тренировки. Еще одни показатель — оценка своей работы — ставится после ее окончания. Эти параметры позволяют спортсмену и его тре­неру постоянно контролировать эмоциональное состой пш*, при необходимости корректировать его, а также па ходить и устранять причины, мешающие высокоэффективным м нятиям. Комплексная шкала оценки эмоцнопллминп на­стояния представлена ниже.

ІііІЛЛ

Для моего сегодняшнего состояния характернії ощущение полного благополучия; уперт » чу чету к» себя очень непринужденно; много энергии. ■ н’іьітп потребность В действии; возбужден И В о>вчн. лнрошем расположении

духа; очень уверен в своих спи………. …. ……………………….. -. . . 5

в целом уверен и свободен……………. iiitoKollciна; чувствую себя

очень хорошо, очень свежил іашке значительная энергия,

жизнерадостен; чувств vi-1 ……… МОИХ способностей достаточно

и мои перспективы mi……………. . ч|Ц; 1

Подпись:Подпись: 2Подпись: 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 Подпись:Продолжение

ничто особенно не беспокоит меня; чувствую себя довольно хорошо, более или менее непринужденно, довольно свежим, в меру бодрым; чувствую себя довольно компетентным. . несколько озабочен; чувствую себя скованно, немного встре­вожен; слегка устал; энергии немного не хватает; чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе»; чувствую, что мои умения и способности несколько ограниченны……

нервозен, волнуюсь, раздражен; довольно усталый, апатич­ный (сонный); в запасе не очень много энергии; настроение подавленное и несколько унылое; чувствую себя довольно

неспособным………………………………………………………………………………

Атмосфера в нашем коллективе (дружелюбие, согласие, увле­ченность, сотрудничество, теплота, взаимная поддержка, занима­тельность, успешная, продуктивная работа) меня удовлетворяет:

полностью …………………………………………………………………………………

в большой степени……………………………………………………………………..

несколько не удовлетворяет. , . , , ………………………………..

не удовлетворяет в значительной мере……………………………………….

полностью не удовлетворяет………………………………………………………

Чувствую желание тренироваться;

очень большое 1 і……………………. а … а

достаточно большое……………………………………………………. . . . .

умеренное .. ………………

небольшое…………………………………. t.

нет желания………………………………………………………………………………..

Условия тренировки (инвентарь, санитарно-гигиенические и бытовые условия н др.):

благоприятные для меня, комфортные……………………………………. ■

некомфортные в небольшой степени. . .

отдельные условия затрудняют деятельность

некомфортные, препятствующие деятельности……………………………..

условия, исключающие возможность эффективной деятельности Я оцениваю свою сегодняшнюю работу на;

«отлично»

«хорошо»…………………………. ,

«удовлетворительно» ………………………………………………… ……

«посредственно»…………………………………………………………………………

«плохо» …………………………………………………………………….. ……

Редко бывает, когда тренер работает с одним-двумя учениками, В основном он ведет групповые занятия. Часто тренер организует группы, составленные из спортсменов примерно одной квалификации, возраста, пола, и это, как правило, соответствует пожеланиям самих занимающихся. Так удобнее и проще, но вряд ли такие занятия наиболее эффективны.

Даже самые совершенные роботы не могут пока заме­нить индивидуальную работу тренера с учеником за сто­лом. Но тренер не в состоянии уделйть много времени каждому подопечному. Если же в группе есть более ква­лифицированные игроки, они на какое-то время становят­ся помощниками тренера и занимаются под его руковод­
ством с менее подготовленными членами группы. Также хорошо оправдал себя метод цепочек. Спортсмены объеди­нены в группы одной квалификации, но время их занятий как бы накладывается одно на другое. Например, спортсмены группы 2-го разряда приходят на полчаса раньше и работают со спортсменами 3-го разряда, заканчивающими тренировку. В свою очередь, со спортсменами 2-го разряда будут в конце тренировки работать немного раньше при­шедшие перворазрядники, а с ними затем спортсмены рысшего разряда. При таком методе новички осваивают приемы игры значительно быстрее, но и для опытных иг­роков есть польза; во-первых, уча других, лучше понима­ешь сам, а во-вторых, из таких временных помощников из числа молодых игроков, вероятно, получатся и опытные тренеры.

Также благоприятно нахождение в группе представите­лей разных возрастов, хотя это создает определенные сложности. Младшим необходим более всего показ упраж­нений: дети стараются подражать тому, что на их глазах делают другие. Для старших большое значение приобре­тает словесное объяснение, проникновение в суть явлений. Они ничего не хотят принимать на веру, их надо убедить, доказать им необходимость и полезность того или иного действия. Находясь в одной группе, старшие и младшие как бы перенимают друг у друга достоинства своих возра­стов. Старшие стараются не отставать в ловкости и коор­динированности от младших, а у младших быстрее разви­ваются процессы мышления, желание самим разобраться в вопросах техники и тактики игры.

Некоторые тренеры неправильно разделяют группы за­нимающихся по полу из-за разного класса игры. В пер­вую очередь от этого страдает женская половина коллек­тива. Если спросить любую теннисистку, добившуюся зна­чительных успехов, кто были ее партнеры, то наверняка она ответит, что много тренировалась с игроками-мужчи- иами. Мужчины играют более сильно, мощно, разнообраз­нее. Но и мужчинам целесообразно некоторую часть тре­нировки посвящать игре с женщинами, так как женщины могут играть очень быстро, прекрасно чувствуют ритм дви­жений, внимательны, собранны и тактически нередко бо­лее изобретательны. Кроме того, если мужчина не привык к характеру женской игры, то, встречаясь с соперницей в играх смешанных пар, он будет испытывать немалые труд­ности.

Разнообразные контакты между членами коллектива создают ту атмосферу доброжелательности и взаимной

требовательности, которая отличает успешные и перспек­тивные коллективы.

Главная фигура в тренировочном процессе — это тре­нер. Каким он должен быть, чтобы спортсмены ему дове­ряли?

Идеальный тренер, по данным опроса зарубежных тре­неров и спортсменов, должен быть открытым, общитель­ным, эмоционально устойчивым человеком. У него должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство ре­альности, практичность и уверенность в себе. Ему необхо­димо уметь хорошо владеть собой и управлять спорте ме-‘ нами. Наши исследования показали, что оценка тренера спортсменами во многом зависит от их квалификации, по­ла, стажа занятия спортом.

Чем квалифицированнее спортсмен, тем большие тре­бования он предъявляет к квалификации тренера. Муж­чины более критично оценивают тренера как специалиста, чем женщины. Но зато женщины гораздо больше, чем мужчины, обращают внимание на личность тренера, на эмоциональную сторону деловых контактов.

Чем больше времени спортсмен и тренер проработали вместе, тем выше оценка компетентности тренера, при ма­лом же стаже совместных занятий спортсмены затрудня­ются охарактеризовать уровень профессиональной подго­товленности тренера или оценивают его недостаточно вы­соко, Из этого следует вывод, что тренер, приходя в новый коллектив, набирая себе новых учеников, должен в пер­вую очередь позаботиться о приобретении у них автори­тета как специалист настольного тенниса.

Трудна профессия тренера, но столь же интересна и почетна. Сколько молодых людей благодарны своему тре­неру и за спортивные умения, и за хорошее физическое развитие, и за приобретение необходимых качеств лично­сти. Очень часто спортивный наставник становится Учите­лем с большой буквы, к советам которого прислушива­ются не только в процессе спортивной деятельности, но и в течение всей жизни. И в этом высокая общественная значимость профессии тренера. И чтобы соответствовать своему назначению, требуется постоянное самосовершен­ствование.

Известные тренеры обращают внимание на различные стороны самоподготовки тренера.

И. Огимура считает одним из главных постоянный ана­лиз опыта и знаний, приобретенных на собственной прак­тике. Но и они недостаточны.

«Особенность, отличающая настольный теннис от дру­гих видов спорта,— пишет он,— заключается в том, что техника этой игры основана на тонком мышечном чувстве. Поэтому очень нелегко быть тренером по настольному тен­нису. Если какой-то вопрос для вас недостаточно ясен, нужно поискать ответ в специальной литературе или при­слушаться к совету более опытных коллег».

В. С. Иванов предостерегает от одностороннего увлече­ния теоретическими знаниями и игровой практикой: «Но бывает и так, что тренер прекрасно знает теорию и совер­шенно не занимается вопросами организации учебного и тренировочного процесса. В то же время хороший тренер — организатор часто приносит пользу больше, чем тренер- игрок практик и тренер-ученый теоретик, вместе взятые. Ведь все благие намерения тренера, все его отличные, про­думанные планы останутся на бумаге, если он не сумеет обеспечить для практических занятий спортивный зал, обо­рудование и инвентарь».

Как бы дополняет это высказывание Л. Ормаи: «Дей­ствительно, самая лучшая организация, знание самых со­временных принципов ие стоят ничего, если их не удается применить, если тренировки будут уподобляться клубно­му дню открытых дверей, когда к поставленным заданиям относятся несерьезно, кое-как или когда каждый делает то, что подсказывает ему собственная фантазия». И далее он дает конкретный совет по организации тренировки: «Я не сторонник тех тренеров, которые на тренировке лишь молча наблюдают. Теннисисты почти каждую минуту дол­жны ощущать присутствие тренера; это даже непроизволь­но дисциплинирует их действия, заставляет лучше со­браться. Тренерские замечания, поправки или похвалы — ни на что из этого перечня не следует скупиться — способ­ствуют повышению интенсивности и эффективности заня­тий».

От себя добавим, что мы также не сторонники трене­ров, которые молчат на соревнованиях. Правда, есть тре­неры, специально устраняющиеся от секундирования, по­лагая, что таким образом они приучают подопечных к са­мостоятельности. Но вряд ли логично, что тренеры на тре­нировке каждую минуту со своими воспитанниками, а на соревнованиях их совместная деятельность прекращается. При подсчете количества речевых воздействий тренеров на оревнованиях выяснилось, что успешнее выступают ортсмены у тренеров в целом более общительных. Но тенсивность их воздействия в зависимости от ситуации ревнований различная. При успешном протекании борь — их влияние меньше, но при неудачах оно становится шире и разнообразнее. Ведь даже опытные и наиболее подготовленные спортсмены в определенных случаях нуж­даются в управляющих воздействиях.

При секундированни тренеры предпочитают пользо­ваться простыми, исключающими двойное толкование сло­вами, направленными на выполнение конкретных практи­ческих воздействий.

Но тренеры могут не только помочь, но и помешать спортсменам. Это происходит в тех случаях, когда они вмешиваются в успешный ход событии, дают ненужные в этот момент указания, а также, когда пытаются обучать чему-либо во время игры. Это нарушает координацию дви­жений, снижает у соревнующегося уверенность в своих си­лах.

Спортсмен во время соревнований очень сильно ориен­тирован на тренера, ловит каждое его слово. А тренеры иногда забывают об этом, говорят не относящиеся к делу фразы, которые могут быть неправильно истолкованы. В то же время опытные тренеры вроде бы незначительными за­мечаниями благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние спортсмена, внушают ему уверенность, настраи­вают на победу, подсказывают правильные решения.

Надо в этой связи отметить, что правила соревнований нечетко регламентируют условия взаимодействия тренера и спортсмена в период матчей, поэтому участники сорев­нований могут быть поставлены в неравные условия. В та­ких ситуациях соблюдение этических норм тренерами не менее важно, чем соблюдение их спортсменами.

Тренеру приходится не только участвовать в соревно­ваниях, но и очень часто их организовывать. Это игры на счет в процессе тренировок, контрольные игры, товарище­ские встречи с местными и иногородними спортсменами, официальные турниры.

Соревнования, как правило, требуют много времени. на их проведение. Поэтому во время тренировок целесообраз­но применять такие системы проведения соревнований, ко­торые заканчиваются достаточно быстро.

При количестве участников соревнований не больше шести вполне уместно в тренировочное время сыграть тур­нир по круговой системе; на двух-трех столах три — пять кругов соревнования можно провести за час. Но если ко­личество участников больше, встречи по круговой системе проводить нецелесообразно. Можно сделать «половинча­тый» турнир. Сначала разбить участников на маленькие подгруппы, а финалы (в них участвуют не более четырех человек) проводить по олимпийской системе. Или финал.

может представлять собой стыковые встречи между участ­никами подгрупп, занявших одинаковые места. Наиболее быстро проходят соревнования по олимпийской системе — то есть системе с выбыванием после поражения. В послед­нее время особую популярность приобрели турниры по олимпийской системе с выбыванием после двух пораже­ний и «олимпийка» с розыгрышем всех мест. Такие систе­мы более полноценны, они менее громоздки, чем круговые турниры, но в то же время в них постоянно задействованы все участники и значительно снижен элемент случайности.

Турниры по олимпийской системе с розыгрышем всех мест можно проводить для 8, 16, 32 и более участников. Для восьми участников система розыгрыша дана на рис. 10.

і

image039

7

3

в

4

Рис. 10. Система розыгрыша мест для восьми участников соревнований. Номера в середине рисунка обозначают номера участников соревнований. Спортсмены, выигравшие свою встречу, переходят в правую половину игровой схемы, проигравшие — в левую. Номера по краям схемы — места, занятые участниками

соревнований.

Все эти системы применимы и для соревнований пар.

Командные соревнования в настольном теннисе распро­странены не менее, чем личные, и победы в них ценятся^- очень высоко. Командные турниры есть в официальных ка­лендарях соревнований, много играется товарищеских матчей.

В командном матче при составе каждой команды из трех человек — девять личных одиночных встреч, Прово-

дится такой матч до набора одной из команд пяти очков.

Примем условные обозначения: А, В, С — игроки од­ной команды, X, Y, Z — другой.

Последовательность встреч в командном матче будет:

А-Х, В-Y, C-Z, В—Х, A—Z, С—У, B-Z, С—Х, A—Y.

При составе каждой команды из двух человек команд­ный матч состоит из четырех личных и одной парной встречи, проводится до набора одной из команд трех рч — ков. В этом случае последовательность встреч будет:

А-У, В-Х, пара, А-Х, В—У,

где А, В — игроки одной команды, X, Y — другой.

Командные соревнования могут быть отдельно муж­ские и женские, могут иметь комплексный зачет. Предпо­ложим, что в команде трое мужчин и две женщины. Тогда мужчины играют трое на трое, а женщины двое на двое, а затем проводится общий матч, В таком матче могут быть встречи и женских, и мужских пар, и смешанные иг­ры. При наличии парных встреч соревнования команд приобретают особую остроту.

Чтобы все участники знали, по какой системе будет проведен тот или иной тур’нир, кто будет допущен к уча­стию в нем, составляется заранее положение о данных соревнованиях, где указываются сроки, место проведения, форма подачи заявок, система розыгрыша, возрастные ограничения. В качестве примера приведем положения о проведении наиболее массовых соревнований в Ленингра­де: личного первенства спортсменов производственных кол­лективов и турнира на приз газеты «Ленинские искры». Положения составлены городской судейской коллегией (ГСК).

Личное первенство спортсменов

производственных коллективов

Допускаются все желающие по заявкам предприятий, учреждений и учебных заведений (кроме школ и ДЮСШ) из числа работающих на данном предприятии (кроме сту­дентов и учащихся техникумов и ПТУ).

Соревнования проводятся отдельно для мужчин и жен — Дщин в два этапа:

I этап — первенство районов. Порядок проведення опре­деляется положениями райспорткомитетов, допусііаются все желающие,

II этап —- первенство города, допускаются спортсмены,
занявшие I—5 места в. первенствах районов (при условии представления отчетов с финальными таблицами, заверен­ными председателями райспорткомитетов), В предвари­тельных соревнованиях участники разбиваются на группы (количество групп определяется городской судейской кол­легией), из которых в финал выходят по четыре человека. Система соревнований — с выбыванием после двух пора­жений (с определением четырех мест в предварительных группах и в финале).

Встречи проводятся в большинстве из трех партий.

При жеребьевке предварительных соревнований на первенство города участники распределяются по их клас­сификации с разведением одноклубников, в финале — по местам, занятым в предварительных группах.

Победители награждаются дипломами II степени ЛГСК, призеры—дипломами III степени.