Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Техника игры в настольный теннис

3.2.1. Развитие техники игры и инвентаря в настольном теннисе

В настольном теннисе достижение спортивного результата — выигрыш очка —

достигается путем многочисленных приемов и действий, объединенных в систему. Эта

система приемов и действий рассматривается как техника соревновательной деятельности

настольного тенниса.

С каждым годом все выше уровень сложности игры, а также конкуренция между

спортсменами. Техника самым непосредственным образом влияет на результат игры, и

сегодня нельзя ограничиваться усилиями практиков-тренеров и творческими поисками

самих игроков в совершенствовании техники игры — появляется насущная потребность

детального изучения игры сильнейших современных теннисистов.

Современная техника настольного тенниса характеризуется большим количеством

приемов и способов их выполнения. Они постоянно изменялись и совершенствовались, а с

появлением нового инвентаря создавались и новые способы нападения и защиты.

Постараемся определить закономерности диалектического развития соревновательной

техники настольного тенниса.

На начальном этапе развития из-за примитивности инвентаря и других причин игра

строилась на длительной перекидке мяча с

малой затратой физических сил. Спортсмены стояли близко у стола и вели игру

технически однообразно, такими приемами, как толчок, подставка, срезка, драйв (1902 г.),

которые практически не придавали мячу вращения, и он перелетал через сетку с не —

большой скоростью.

После того как на ракетки стали наклеивать накладки с пупырышками, в техническом

арсенале теннисистов появились отдельные сильные одиночные удары, при которых мячу

придавалось небольшое верхнее вращение. Для их отражения применялся защитный

прием — подрезка: игрок отходил от стола и придавал мячу нижнее вращение. На этом

этапе игры техника отличалась не только быстрыми короткими движениями, но и

стремлением придать мячу вращение. В 1925 г. появился короткий удар, а в ответ на этот

технически прием — вариант ответных действий: блок и свечи (1926).

Применение пористой губки открыло широкие возможности придавать мячу скорость и

сильные смешанные вращения; появились сложные подачи-трюки (1936—1967), однако

игра потеряла зрелищность — теннисисты теряли управление мячом. На чемпионате мира

1952 г. в Бомбее спортсмены из Японии продемонстрировали новую технику атаки —

контрудары и завоевали большинство призовых мест. В это же время был изобретен

новый технический прием, придающий мячу сильное верхнее вращение. В ответ на этот

прием для защиты от него был придуман прием с приданием мячу сильного нижнего

вращения, как бы раскручивающего приходящий после топ-спина мяч, — сильная

подрезка (1957), или запил.

По предложению Международной федерации ракетка с пористой губкой была отменена

(1959), и появился новый инвентарь — накладка сэндвич, которая состояла из двух слоев

— слоя губчатой резины (нижний) и слоя резины с пупырышками (верхний), причем

верхний слой мог быть наклеен как пупырышками наружу (прямой сэндвич), так и

пупырышками внутрь (оборотный сэндвич). Такие виды накладок применяются

теннисистами и в настоящее время.

Техника игры приобрела активный, наступательный характер. При выполнении

технических приемов таким инвентарем теннисисты стремятся как можно полнее

использовать работу ног, корпуса, рук и ракетки для придания мячу разнообразных

мощных вращений и повысить темп игры. Однако на чемпионате мира 1961 г. японские

спортсмены вновь удивили спортивный мир, широко Применив новый удар с приданием

мячу сильного верхнего вращения — топ-спин, получивший тогда название «дьявольский

мяч из Токио». С появлением этого нового технического приема игроки нападающего

стиля игры обрели мощное оружие. Применение топ-спина раскрыло широкие игровые

возможности техники, связанные с использованием различных сильных вращений. Они и

стали наиболее характерными для современного этапа настольного тенниса.

Особое место в технике игры занимает подача. Основной чертой современных подач

являются сильные вращения и большое разнообразие обманных движений. Приоритет

использования подачи как средства активного нападения принадлежит азиатским

спортсменам, прежде всего японским мастерам. При этом речь идет не об отдельных

трудных подачах, а о системе их использования как грозного оружия.

Главной характерной чертой современного настольного тенниса является непрерывное

улучшение инвентаря, в частности ракеток и их покрытия — накладок. В конце 1970-х гг.

на одной ракетке стали совмещать два типа накладок — оборотный сэндвич и прямой.

Теннисист, привыкший играть слева одной накладкой, имеющей определенные свойства,

а справа — другой, не испытывает никаких неудобств. А вот сопернику принимать и

отражать мячи, направленные разными сторонами ракетки, далеко не просто. Применение

разных типов накладок в большинстве случаев вызывалось необходимостью

компенсировать слабые места в техническом арсенале теннисиста. И именно трудностью

приема топ-спинов подрезкой при игре защитного плана объясняется появление накладки

«антитоп-спин», которая позволяет легче принимать мячи с сильным верхним вращением

и создает трудности противнику при приеме мяча накладками различного качества.

Отдельно следует сказать о технике применения укороченных ударов. В настоящее время

они приобрели особое значение как надежное средство против нападения, построенного

на верхнем вращении мяча. Игра у сетки — это не только техника, это элемент

тактической подготовки. Он обезоруживает нападение соперника, не позволяя ему

прибегнуть к применению топ-спина. В ответ на это появился удар с короткого мяча —

скидка.

Еще одна показательная черта современной игры спортсменов высокого класса —

исключительно большая скорость перемещения, быстрая работа ног. Скорость

перемещения неразрывно связана с игровым мышлением: прежде чем выйти на новую

позицию, необходимо решить, в какую сторону перемещаться и для выполнения какого

технического приема.

Говорить о дальнейших перспективах и тенденциях развития техники настольного

тенниса весьма сложно, даже если считать, что это не будет временем коренных

преобразований, подобных внедрению накладок типа сэндвич или применению топ-спина

— истинно революционного удара. Многие специалисты считают что развитие

настольного тенниса после того, как топ-спин был взят на вооружение большинством

спортсменов международного класса, должно было идти по пути усложнения техники,

увеличения числа различных технических приемов в арсенале отдельных спортсменов.

Однако вместо того, чтобы разнообразить игру, наиболее сильные европейские

спортсмены повторяли «японский стиль», научились добиваться еще более быстрого

вращения мяча, чем создатели этого стиля. Особенно убедительно показали это И. Йонер

и Т. Клампар из Венгрии. Их игра фактически так же однобока, как и игра японских

спортсменов.

Конечной целью основных технических приемов — во всяком случае их большинства —

является выигрыш очка. Если не считать обманных приемов, выигрыш очка чаще

происходит все же не благодаря вращению мяча, а за счет силы удара по нему. Однако

чем сильнее удар, тем вероятнее промах. Возникают два противоречивых момента: с

одной стороны, удар должен быть как можно более сильным, с другой — не утрачивать

точности. Где же золотая середина? Вот тут на помощь и приходит вращение мяча. Соб —

ственно говоря, само по себе оно не меняет силы удара, а лишь повышает точность

попаданий.

Увеличение скорости верхнего вращения — единственный путь, который позволяет

играть точно и выполнять удары сильнее, чем это делалось раньше. Поэтому верхнее

вращение можно с полным правом считать по-настоящему перспективным, что и

предопределяет ведущую роль нападающего стиля в игре.

Однобокая или разносторонняя игра ожидается в перспективе?

Можно было бы предположить, что настало время технической универсализации

спортсменов. Но вряд ли это так. Современные игроки демонстрируют все стилистическое

многообразие настольного тенниса, но вот полный набор всех приемов в действиях

одного универсального спортсмена вряд ли вероятен, они неизбежно будут

группироваться вокруг коронного приема игрока — как дополняющие, а не равноценные.

Усиление роли верхнего вращения перспективно. Но есть ли предел увеличению его

скорости? Примеры игроков высокого класса скорее убеждают нас в том, что предела

совершенствованию техники практически нет. Поэтому в дальнейшем развитие

настольного тенниса пойдет, очевидно, по пути усиления роли верхнего вращения и

совершенствования топ-спина.

Можно, очевидно, ожидать и совершенствования вспомогательных технических действий,

связанных с выполнением топ-спина, которые позволят выполнять его из самых

неожиданных положений, — эффективность игры теннисистов во многом определяется

атлетической подготовкой и уровнем их технической подготовленности. Техника

находится в тесной взаимосвязи с тактической и физической подготовкой, которые

оказывают друг на друга прямое и обратное влияние. Совершенствование техники обычно

расширяет тактические возможности, периодически приводит к обновлению. Так и

появление топ-спина привело к усилению нападающего потенциала игры, придало ей

более динамичный характер, значительно повысило уровень физической подго —

товленности игроков, применяющих этот технический прием.

Спортивная техника не стоит на месте, она изменяется и непрерывно совершенствуется

вместе с совершенствованием инвентаря и тактики. Поэтому не нужно ориентироваться

на ограниченный, раз и навсегда освоенный круг ударов с «закостенелыми» движениями.

Необходимо овладевать всем разнообразным арсеналом техники на уровне лучших

мировых образцов, смело идти на ее обновление, упорно осваивать все новое.