Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

3.1. Структура игры и соревновательной деятельности

3.1.1. Характеристика соревновательной деятельности

Настольный теннис — один из самых доступных и массовых видов спорта в нашей стране. Он является средством активного отдыха для многих категорий граждан, и особенно для занятых умственной деятельностью, так как помогает снять психическое на­пряжение и дать оптимальную нагрузку всем мышцам тела. Для этой увлекательной игры характерны не только эмоциональность и азарт игрового единоборства, но и проявление таких черт характера, как смелость, решительность, стойкость, самообладание, выдержка.

Одной из важнейших особенностей игры в настольный теннис является ее прекрасное оздоровительно-гигиеническое воздействие на организм человека. Игра комплексно и оптимально воздействует на опорно-двигательный аппарат, так как спортсмен выполняет различные движения, способствующие как укреплению костно­связочного аппарата, так и развитию важных физических качеств — гибкости, скорости, силы, выносливости, а главное — координации движений. Сердечно-сосудистой системе игра дает умеренную аэробную и аэробно-анаэробную нагрузку. Во время тренировочных игр со средней нагрузкой пульс у играющих колеблется от 100 до 140 уд./мин. При этом играющий может сам регулировать нагрузку, делая паузы между розыгрышами очка до восстановления необходимого уровня сердцебиения или выбирая желаемый темп игры и технические приемы, требующие незначительных энерготрат.

Настольный теннис как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурно-спортивного движения. В системе народного образования настольный теннис включен в различные программы физического вос­питания: дошкольного образования, школьного общеобразовательного — начального и среднего, среднего профессионально-технического, среднего специального и высшего. На этих возрастных и образовательных уровнях учащиеся занимаются настольным теннисом или на уроках физкультуры, или в секциях и ДЮСШ. В высших учебных заведениях настольный теннис используется на академических занятиях или факультативно.

Место настольного тенниса в системе физического воспитания обусловливается, прежде всего, доступностью игры: невелика стоимость инвентаря и оборудования, легко найти место для установки стола, отличается простотой правила игры и т. п. Но главное, что определяет высокую значимость настольного тенниса, — это ценность его как комплексного средства физического развития и воспитания молодежи.

Большое значение в системе спортивных достижений настольный теннис имеет и как вид

Рис. З.|г Ло^сдывишиносгиропыг-

подпись: 
рис. з.|г ло^сдывишиносгиропыг-
Спорта с многовековой предысторией, со сложившейся системой мировых и континентальных соревнований, с олимпийским, юношеским и ветеранскими движениями, а также с инвалидным движением.

Настольный теннис как вид спорта следует рассматривать как собственно соревновательную деятельность, как специальную подготовку к ней, а также как специфические человеческие отношения и нормы поведения, складывающиеся на основе этой деятельности.

Настольный теннис относится к категории спортивных игр, где спортсмены, поочередно перебивая мяч на сторону соперника, стремятся вынудить его ошибиться. Структуру игры можно

Трктичсызде

Спизабиисщ

КИШВЕИМ

С

/ Коадл-нли-

/ и и им шип

(.’посоБмост

Теыпгсккис

Тоэчожкоспг

У

ПГ

1

Предпо­

И

Сылки

■ «ювоб-

X

1 СОСНЕ

1

И

Фукк^тгп! л’.1.11X15 спткпбпгспл

[.

/ Психилдткскк:

! фюгогм

Сгкшальмыс

Факторы

Сенедрю —

НГКНПШЕДН фЮОрУ.

! Условии игр (среда)

Пн С151 икс

Фп сгори

ФГТжк* игры

Уем пн

Игры

Морально-холеные качксгпл

Рлс. 35, Сдаилчц компонентов ЦРЦНИК1<к|ЮСтЧ <[ГТШ * НчетальнМЧ тгнкис<по В. Япггернанну)

Представить в виде простой схемы (рис. 3.1): игрок должен выполнить подачу или прием
подачи, разыграть очко и постараться выиграть его.

Гораздо сложнее выглядит структура компонентов результативности игры (рис. 3.2).

Результативность деятельности
спортсмена, наряду со специа-
лизированной технической,
физической, тактической,
психологической подготовленностью,
зависит от характера воспринимаемой
информации, скорости ее обработки и
воплощения в соответствующих
действиях. Игра требует быстрого и
адекватного специфического
мышления. Дефицит пространства и
времени в условиях соревновательной
борьбы в современном настольном
теннисе затрудняет как восприятие и
обработку информации, так и принятие
решения.

В процессе спортивной игры
теннисисту приходится считаться не
только с собственными целями, но и с

Теми, которые ставит перед ним соперник. Стрессовый характер воздействия поединка на
организм спортсмена значительно возрастает при рассогласовании между запланиро-
ванным и текущим ходом встречи.

Контрастность соревновательной борьбы нередко приводит к эмоциональным
нарушениям, которые, вызывая снижение психофизической надежности теннисиста,
отрицательно сказываются на результативности его технико-тактических действий.
Неудачно выполненные действия вызывают негативно окрашенные эмоциональные
реакции, порождают сомнения в успешности данного Действия, т. е. ухудшают состояние
соревновательной готовности спортсмена в целом.

Теннисист в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и
огорчение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение, т. е. у него по ходу встречи
многократно возникают различные эмоции. Кроме того, эмоциональные состояния
теннисиста определяются бескомпромиссностью состязаний, присутствием
многочисленных болельщиков, не всегда благожелательно настроенных; субъективной
оценкой правильности или неправильности действий соперника и судей; необходимостью
неоднократного форсирования физических и психических усилии в зависимости от
меняющейся игровой ситуации. Эмоциональная насыщенность соревнований в
зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызвать
проявление широчайшей гаммы чувств.

Все эти факторы, характерные для соревновательной борьбы и достигающие свои
максимальных проявлений в условиях особо ответственных соревнований, требуют
глубокой мобилизации функциональных ресурсов организма спортсмена.
Соревновательная деятельность в настольном теннисе раскрывает потенциальные
возможности человека, физические и психические резервы его организма. При этом
достигнуть результатов мирового уровня могут лишь особо одаренные люди благодаря
многолетней специализированной напряженной подготовке.

Соревновательная деятельность является отличительным признаком спорта. Она
предусматривает непосредственную демонстрацию возможностей спортсмена в
соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде
спорта.

СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Соревновательная деятельность в настольном теннисе имеет свои специфические особенности. Ее можно представить в виде блоков, которые ее формируют и оказывают не нее влияние (рис. 3.3).

СОДЕРЖАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Немаловажное влияние на спортивный результат оказывал и оказывает инвентарь (ракетки, накладки, мячи, столы), именно он являлся движущей силой изменения техники, тактики и даже правил игры.

В свою очередь правила игры и система проведения соревнований в значительной мере определяют соревновательную деятельность, а методика судейства в известной степени обусловливает ход соревнований.

На соревновательную деятельность спортсмена влияет методика его обучения и тренировки, однако в большей и определяющей степени — его индивидуальные особенности, морфофункциональные и психологические: они во многом определяют стиль его игры и соответственно игровую и соревновательную деятельность.

Чтобы адекватно вести подготовку спортсменов, необходимо знать основные физические, физиологические и психологические параметры состязаний в данном виде спорта.