Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Проблемы и соблазны тенниса

Основные проблемы, которые могут возникнуть в связи с участием в турнирах в 9-10 лет только начинают проявляться, а к 11–12 годам дают о себе знать в полном объеме. Рассмотрим несколько примеров наиболее вероятных сложностей:

1) Череда поражений
У родителей нередко возникает вопрос: «Почему наш ребенок все время проигрывает?». И это абсолютно нормально. Но поиск ответа на него должен носить конструктивный характер. Обвинениями ребенка, тренера, самих себя не добиться результата. Многие начинают паниковать, но гораздо правильнее трезво оценить ситуацию. В самом проигрыше, как таковом, нет ничего страшного, это неотъемлемая часть турнирной жизни спортсмена. Здесь важнее понять, с чем связаны эти поражения: с отставанием в уровне подготовки, психологической неустойчивостью, страхом поражения, неумением воплощать в игре на счет то, что отрабатывается на тренировке или может быть с нежеланием ребенка заниматься теннисом? Дальнейшая тактика ведения юного теннисиста зависит от выявленных причин плохого результата, с планированием турниров после проделанной работы. То есть лучше дать ребенку отдых после неудачных соревнований, чтобы у него была возможность забыть негативные эмоции и со свежими силами – моральными и физическими выйти на новый матч.

2) Соблазн побед
Встречаются случаи, когда некоторые особо талантливые и натренированные дети с первыми же соревнованиями начинают обыгрывать всех остальных. Эта радостная ситуация тоже требует внимательного отношения. Во-первых, она создает большой соблазн начать участвовать во всех турнирах подряд. Кажется, что если ученик выигрывает, значит надо поскорее набирать рейтинговые очки, занимать лидирующие позиции, доказывать свое превосходство. На фоне победной эйфории часто теряется понимание того, насколько этот сиюминутный успех является лишь маленьким шажком в сторону профессиональной карьеры. И что, за этим шажком так важно сделать второй, третий в том же направлении, а не перегореть и откатиться назад. Поэтому, независимо от выигрышей нужно оценивать готовность ребенка к участию в последующих соревнованиях, его физическое и психическое состояние, постепенно наращивать уровень игры. И лучше сыграть меньше турниров, отказаться от выхода на корт, если у юного спортсмена побаливает колено, чем потом перечеркнуть спортивное будущее серьезной травмой.

3) Турнирная среда
Участие в соревнованиях сопряжено с погружением в около теннисную атмосферу. И эта атмосфера, если говорить откровенно, далеко не всегда благоприятна для ребенка. Ценность успеха в детском теннисе зачастую переоценивается. Многие родители готовы, в прямом смысле, драться за победу своих детей. Постоянное сравнение юных спортсменов друг с другом, конфликты на почве «нечестного» судейства, обсуждение всех последних «невероятно важных» событий теннисного мира, плавно переходящее в банальные сплетни – все это непременные атрибуты детских соревнований. Со всех сторон долетают слухи, даются советы, целесообразность которых далеко не очевидна. Порой родители краем уха услышат, что там, где занимается их ребенок, учат неправильно, а вот там, куда ходит сын Марьи Ивановны, тренер гораздо лучше. И озадаченные мамы и папы срывают ребёнка в середине тренировочного процесса, везут на другой конец города к расхваленному специалисту. А впоследствии, оказывается, что там хуже, чем в предыдущем месте, и что вообще тогда речь шла не о сыне Марьи Ивановны, а о дочке Ивана Васильевича! Из всего этого можно смело сделать вывод, чем меньше соприкосновение ребенка и его близких со сплетнями теннисного мира, тем лучше. Оптимальный вариант – приехали на соревнования, отметились, отыграли свой матч и уехали.

Нервную систему юного теннисиста нужно беречь с самого начала его участия в турнирах. Каждый матч – это стрессовая ситуация, отражающаяся на психике ребенка. Как победы, так и поражения связаны с сильными эмоциональными переживаниями. И если взрослый человек не отреагирует на то, что за красиво выигранное очко ему не похлопали, то для ребенка эта ситуация может решить исход матча. Многие вещи, кажущиеся родителям совсем незначительными, производят на детей сильное впечатление и сказываются на их поведении в спорте в дальнейшем. Часто видишь талантливых, перспективных детей с совершенно неадекватными реакциями: истериками, даже катанием по корту, киданием ракеток. Жалко смотреть, когда такие теннисисты уступают гораздо менее подготовленным противникам, только из-за расшатанных нервов. Поэтому, так важно минимизировать негативные эмоции, сопряженные с участием на соревнованиях, оградить ребенка от страха быть наказанным за поражение.

4) Игрок плохо начинает матч
Часто встречаются ситуации, когда юный теннисист долго входит в игру, никак не может включиться, и соперник с большим отрывом начинает вести в счете. Когда по собственной невнимательности заранее проиграна половина матча, внутреннее состояние оставляет желать лучшего: опускаются руки, теряется надежда, самобичевание приводят к еще большему ухудшению качества ударов.

С чем может быть связано плохое начало встречи? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить только ли на соревнованиях происходит подобное или же на тренировках теннисист тоже проваливает первые минуты игровых упражнений. Если в спокойной атмосфере ничего подобного не наблюдается, то можно сделать вывод о том, что у ребенка выраженное предстартовое волнение. Оно бывает настолько сильным, граничащим с паникой, когда игрок с трудом выполняет удары, не может держать ракетку без дрожи в руках. В таком состоянии все мышцы закрепощаются, «деревенеют» и совершенно не слушаются, любые советы и подсказки игрок не воспринимает. В зависимости от выраженности страха перед выходом на корт принимаются меры по его преодолению. Рекомендуется более активная и продолжительная разминка, так как от повышения пульса и начала потоотделения снижается нервное напряжение. Одним из способов борьбы с волнением является аутотренинг, внутренний настрой на спокойное отношение к происходящему. Частой причиной предстартовой паники является страх проигрыша, поэтому окружающим важно понижать значимость результата игры, подбадривать, говорить о том, что главное – показать достойный уровень игры. В наиболее запущенных случаях требуется помощь спортивного психолога.

Второй причиной провала в начале игры является неумение концентрировать свое внимание, недостаток мотивации, медленное включение в происходящее вокруг. В этом случае ребенок играет существенно хуже не только в начале турнирной встречи, но и на тренировке. Этому может способствовать плохая предматчевая разминка. Холодный организм долго входит в рабочее состояние, не размятыми мышцами сложнее управлять. Поэтому перед игрой так важно пробежаться, поднять пульс, почувствовать тонус во всем теле. У некоторых игроков прослеживается зависимость быстроты включения в матч от приема пищи. Если плотно пообедать перед встречей, то бегать по корту, мало кому будет легко.

5) Неумение завершать матч
В детском теннисе (а порой и не только в детском) распространены проигрыши при явном лидерстве в счете. Бывает, что теннисист ведет с огромным преимуществом, вплоть до достижения матчболов, но не может выиграть последнее очко, ломается и отдает победу в руки соперника. В таких играх перелом происходит из-за неустойчивости психики одного игрока и борьбы до последнего мяча со стороны другого. Тем не менее, из раза в раз, возникает вопрос: «Что же случилось? Почему имея все для завершения матча в свою пользу, теннисист не смог этого сделать?». Особенно грустно, что такие игры имеют свойство повторяться.

Концовка встречи требует от юного спортсмена особенного внимания и отношения. Казалось бы, что последний мяч в матче ничем не отличается по внешним характеристикам от первого, пятого и прочих других. Однако, в концовке игры теннисист этого практически не осознает. У него в голове одна мысль – надо выиграть очко или два для победы. И вот это «надо», плюс предвкушение того, что выигрыш уже близок, формирует в голове очень высокую значимость каждого розыгрыша. Начинается состояние, похожее на предстартовую панику, описанную выше. В условиях стрессовой ситуации повторяются грубые ошибки и теннисист, отчаянно желая победить, оказывается в противоположном положении. Неуверенность в способности контролировать свою игру приводит к потере тактического рисунка. И действительно, о какой тактике может идти речь, когда не получается несколько раз подряд попасть в корт? Хорошо, если преимущество в счете столь велико, что соперник все же не успевает догнать потерявшего уровень паникера. Но зачастую каждое проигранное очко как снежный ком катится с горки, собирая с собой еще одно и еще, потом гейм и сет, окончательно меняющие ситуацию на корте.

Неудачный опыт (особенно болезненный от того, что победа была так близко) закрепляется надолго в памяти и оставляет серьезный след на соревновательной деятельности спортсмена. Каждый раз, попадая в схожую ситуацию, то есть, начиная уверенно лидировать, игрок испытывает те же страхи, вспоминает прошлые поражения и начинает паниковать. Что делать, если эта установка уже сформировалась? Как преодолеть психологический барьер и победить? Есть ли возможность уменьшить влияние негативного опыта?

Конечно, легче предотвратить проблему, чем справляться с ней впоследствии. Если на тренировках обнаруживается тенденция к неуверенному завершению игровых упражнений в свою пользу, то тренеру стоит обратить на это пристальное внимание и не доводить до неудачных исходов на соревнованиях. Помочь в этом могут аутотренинг, дыхательные упражнения, посещение психолога, поддержка со стороны близких людей. На тренировках можно моделировать похожие ситуации, когда надо сосредоточиться и выиграть один мяч для победы. Необходима беседа с ребенком, проговаривание с ним возникающих страхов, понижение значимости результата матча, настрой на веселую борьбу, такую, в которой можно пробовать какие угодно удары и получать удовольствие. После серии обидных неудач, когда уверенность в своих силах у юного теннисиста близится к нулю, самое важное – выиграть один, два матча. Пусть эти матчи будут сыграны на малозначительных соревнованиях, где вероятность удачного выступления у игрока на порядок выше. Это поможет постепенно поверить в себя, напомнит ощущения от побед и позволит получать удовольствие от лидерства в счете.

6) Неадекватное поведение на корте
Чрезмерная эмоциональность некоторых теннисистов просто поражает. Глядя на них порой, кажется, что теннис – самый психически неуравновешенный вид спорта. Летающие через весь корт ракетки, нецензурная лексика, слезы на переходе – создается впечатление, что результат каждого матча это вопрос жизни и смерти. В проигранном очке виновато любое обстоятельство: погода, зрители, кроссовки, натяжка, цвет волос соперника и, конечно же, судейство. Только в теннисе можно увидеть игрока, общающегося с самим собой вслух на глазах у полного стадиона зрителей: «Куда я играю? У нее же слева дырка, а я опять накидываю под право!» Иногда можно услышать целые монологи с объяснением причинно-следственных связей, приведших к проигрышу гейма: «Что же ты делаешь? Кто так играет? Только криворукая может бить в центр пять раз подряд! Думаешь, что тебе ошибутся и просто так все отдадут! Ага, не дождешься! Еще и подачи нет, какой кошмар!»

Хорошо, если подобное поведение наблюдается достаточно редко или отсутствует вовсе, а что делать, когда такое происходит весь матч? Конечно, существуют определенные правила, штрафующие игроков за чересчур активные проявления эмоций. Сначала теннисисту делают предупреждение, потом снимают очко, затем – гейм, и наконец, дисквалифицируют. Но пока дело дойдет до наказания, внимание спортсмена будет окончательно потеряно, все конструктивные мысли уйдут в «гости» к эмоциям и, естественно, качество игры заметно ухудшится. После яркого эмоционального всплеска, наступает опустошение, реакция замедляется, спад в уровне становится катастрофичным. Редко, но встречаются спортсмены, которым негативные переживания, как ни странно, идут на пользу. Бывает, какая-нибудь истеричная юниорка кричит, визжит, обвиняет все и всех вокруг и при этом только заводится, разгоняет себя и прибавляет в игре, в то время как ее соперница тщетно пытается не отвлекаться. Но и у таких особ, спустя довольно короткий период времени, эмоции затихают, и наступает спад.

Обычно с возрастом внешнее проявление страстей уменьшается, многолетний опыт выступлений на соревнованиях помогает контролировать себя, приходит понимание вредности самокопания и швыряния ракеток. Но в детском теннисе можно встретить все, что угодно, особенно, если матч проходит без судейства, а за забором родители, готовые, то на собственного ребенка накричать, то на соперника «наехать».

Как быть, если поведение юного спортсмена на корте оставляет желать лучшего? Прежде всего, постараться сохранить спокойствие членам его команды: тренеру, спаррингу, родителям и другим близким людям, находящимся в этот момент рядом. Внутреннее напряжение и эмоциональный накал со стороны окружающих передаются ребенку и еще больше усугубляют его психическую нестабильность. Далее необходимо разобраться в причинах такого нервного состояния. Возможно, юный теннисист переутомился или его «передавили» ожиданиями хорошего результата. Часто дети копируют увиденное, и если на соседнем корте тренируются бранящиеся любители, то не удивительно услышать те же слова из уст ребёнка. Причиной бывает и банальная распущенность, когда неспортивные действия не были осуждены тренером сразу и вошли в привычку.

После выявления предпосылок неадекватного поведения необходимо поговорить с ребенком. Любой из нас может быть недоволен бесконечными двойными ошибками на подаче или обидному ауту в решающий момент, но вот способ проявления этого недовольства не может выходить за определенные рамки. Спортсмен должен четко понимать, что можно делать на корте, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Теннис – интеллигентный вид спорта, не терпящий криков и ругани. Недостойное поведение на корте (особенно, если оно повторяется из раза в раз) гораздо хуже проигрыша из-за низкого качества игры, поэтому, если за плохой удар слева ребенка ругать не стоит, то за топанье ногами и катание по полу можно провести воспитательный разговор и лишить компьютера на неделю.

Важно научиться быть психически устойчивым на протяжении всего матча. При появлении негативных эмоций не просто скрывать их, загоняя внутрь, а стараться преобразовывать их в конструктивное настроение. Да, сложно позитивно мыслить, если в решающий момент ошибаешься с забивного мяча, но от обзывания самого себя всеми возможными словами ситуация однозначно не улучшится. Лучше постараться продумать тактику следующего розыгрыша, утешиться тем, что если в розыгрыше был забивной мяч, значит, игра велась активная, неудобная для соперника, и что в следующий раз при продолжении такой игры очко обязательно будет выиграно.

А что делать теннисисту, если его соперник ведет себя безобразно, провоцирует на споры и крики, после каждого мяча громко кричит, радуется Вашим двойным ошибкам? Прежде всего, постараться не обращать внимания. Как только нервному спортсмену станет понятно, что на его поведение никто не реагирует и не начинает отдавать очко за очком, пыл тут же угаснет или хотя бы перейдет в другое направление. Во-вторых, необходимо позвать судью на корт (если его нет), спокойно объяснив причину и не втягиваясь в дискуссию. Важно понять, что любые крики и слова, в том числе обидные, наносят больший вред тому, кто их говорит.

7) Провалы в технике игры
Техника юных теннисистов находится в процессе становления и, естественно, не отличается стабильностью. Особенно, это можно сказать в тех случаях, когда ведется работа над определенной ошибкой. Если исправленный удар не доведен до автоматизма, то в процессе игры вполне можно ожидать возвращения к старому движению. Технические проблемы становятся частой причиной проигрыша детей: нестабильная подача, пропущенная точка в ударе справа, открытая на замахе ракетка – все это может привести к поражению. Обидно, когда до матча все элементы получаются вполне неплохо, а потом словно ребенка подменяют и наступает полный провал. Что делать в этот момент? Есть ли шанс вернуться к прежнему уровню? Да, такая вероятность есть, если: сохранять внутреннее спокойствие, не паниковать; мысленно представить несколько раз правильное движение; сделать имитацию удара; постараться максимально расслабить мышцы с помощью дыхания и самовнушения, так как, чем свободнее мышца, тем легче ею управлять.

Обобщая разнообразные психологические проблемы, возникающие в связи с началом активного участия в соревнованиях, хочется заметить, что все они возникают постепенно и берут корни из атмосферы в семье, на тренировках и из личностных особенностей ребенка. Очень многое, зависит от окружающих юного теннисисталюдей. Родительские ожидания, тренерская оценка, поведение других детей в группе, собственное отношение к теннису – все соединяется в голове игрока и приводит к различным последствиям. Задача наставника работать на корте не только с технической или тактической стороной, но и уделять внимание психологической подготовке, обучать правильной мотивации, навыкам регулирования внутреннего состояния. Существует множество методик, по одной из них, изложенной спортивным психотерапевтом А. В. Алексеевым в его книге «Система АГИМ» (аутогипноидеомоторика) мне довелось поработать. В возрасте 14–15 лет после знакомства и продуктивного общения с этим замечательным человеком, мои результаты моментально улучшились. Анатолий Васильевич учил управлять своим психоэмоциональным состоянием в соответствии с ходом тренировки или матча.

Благодаря формуле ОБС (оптимальное боевое состояние) я смогла за несколько секунд воспроизводить внутреннее состояние максимальной готовности к розыгрышу очка в любых условиях. Это позволяло не просто сохранять спокойствие в решающие моменты игры, но и показывать лучший теннис. Кроме того, навыки саморегуляции помогали контролировать пульс, осознанно замедляя его в случаях, когда необходимо было успокоиться или повышая перед розыгрышем очка. Система АГИМ дает огромную поддержку не только спортсменам, но и тренерам, обучая анализу причин ошибок учеников, которые часто кроются «в голове». Вообще, не надо стесняться обращению за помощью к спортивным психологам, правда, их не так просто найти, но это уже другой разговор.

На мировом уровне профессионального тенниса психическая составляющая становится еще более значимой, чем в детском теннисе. Часто одно очко решает судьбу матча, да что там очко, походка, взгляд, эмоциональный посыл игроков. Помню, как во время встречи с Шараповой на Rolland Garros я вела со счетом 4/2 в третьем сете. Маша подавала и было, кажется, 30/40 на ее подаче. До этого момента я играла, не думая ни о чем, каждый мяч на максимум – умру, но буду биться. А тут вдруг в голову полезло: «Это же break point… если его сейчас выиграю, то буду подавать на матч. Подавать на матч – реальный шанс победить. Так, я, оказывается, выиграть могу!» Всего несколько секунд подобных мыслей (без потери уровня игры) достаточно, чтобы игрок такого уровня, как Шарапова вгрызся зубами, прибавил и не отдал ничего сам до конца матча, который завершился в итоге 4/6…

Вспоминая юниорский период своего теннисного пути первое, что всплывает перед глазами – это огромные кубки. Да, организаторы не жалели на детишек металла. После удачной серии турниров до 14 лет в Италии (два первых места, одно второе и еще что-то призовое в паре) нам с папой пришлось покупать новую сумку для перевозки красивых «железяк». Глубокой ночью на перроне вокзала мы ждали проходящий поезд до города Генуя с билетами на «кушетти» (думали, что это будут спальные полки в обычном купе). Какого же было наше недоумение, когда все места оказались занятыми, и мы с 4 сумками (теннисная с ракетками, моя с одеждой, папина и с наградами) и еще одним кубком в руке оказались сидящими на откидных стульчиках в коридоре. И так всю ночь. Благо через несколько часов моих стенаний о нелегкой спортивной доле одна из дверей купе открылась и выглянувшая из неё женщина на смеси русско-украинского языка, предложила вместо себя положить бедного, плачущего ребенка, то есть меня. Не выпуская кубка из рук, забралась на среднюю полку, а их умещалось по высоте целых три с каждой стороны. На этих «кушетти» можно было находиться только в лежачем положении, так как сидя голова упиралась в потолок, и вот я лежала и слушала рассказ этой доброй женщины о своих приключениях в Италии. Они с подругой приехали по туристической визе из Западной Украины, да и решили остаться на заработки нелегально. Каждую дома ждали муж и дети и вот теперь они не знали, что делать, бросать работу няней в Италии и возвращаться назад, но ведь потом уже не приехать еще раз. Под стук колес я незаметно уснула, и снились мне большие красивые кубки…