Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

_ Сроки овладения спортивным мастерством во многом зависят от правильной организации учебно-треиировоч — ного процесса, прилежания занимающихся и условий ра­боты секции.

Занимающиеся смогут овладеть 111 разрядом за 8— 9 месяцев, за 18—20 месяцев приблизиться ко II разря­ду, за 28—30 месяцев — к I и, наконец, за 3—5 лет — к уровню мастера спорта.

Каждый этап учебно-тренировочного процесса имеет свои особенности.

Первый год занятий настольным теннисом — самый ответственный. От того, как будет усваиваться ма­териал начального обучения, зависит успех дальнейше­го овладения техникой и тактикой игры. На первом году обучения основное внимание уделяется общефизической подготовке новичков, а также изучению техники игры по элементам с хорошей подвижностью в ближней и средней зонах (подготовительные, специальные и имита­ционные упражнения для ног).

Разучиванию элементов техники у стола обязательно предшествует предварительная подготовка и изучение всех основных ударов слева и справа «накатом» мяча вверх. Основные удары полностью осваиваются па тре­нировке у стенки, после чего переходят к одиночным уда­рам по специально подброшенному мячу у стола. Пер­вые 50—60 час. начального обучения новичкам не реко­мендуется играть между собой на счет. Такие игры можно разрешить с четвертого месяца обучения, но не бо­лее 1—3 партий в конце учебно-тренировочных занятий.

Допускать новичков к участию в соревнованиях же­лательно не ранее чем после 6—8-месячной подготовки. Важно помнить, что почти после каждого сорев­нования между 10—12 учениками новички, занявшие последние места, покидают группу. Надо следить за такими занимающимися и не допускать у них потери уверенности. В результате много­кратного успешного участия, в соревнованиях у игрока воспитывается уверенность и смелость.

Во втором году занятий совершенствуются технические навыки, приобретенные в первом Тоду обу­чения, расширяются знания технических и тактических приемов игры, выявляются индивидуальные качества тен­нисистов. Особое место отводится совершенствованию точности атакующих ударов. В этом периоде тренировки атакующим элементам и комбинациям нападения отво­дится не менее 65—70% учебных часов; защите подрез­кой и «свечой» в зоне не далее 2—2,5 м от стола — при­мерно 20%; защите с отходами в зону за пределы 3 м — 10% учебных часов.

В тренировки необходимо систематически включать парные игры, содействующие улучшению передвижения игрока. Начинать тренировки лучше всего спокойным на­катом против подрезки мяча. Игра на точность легкими ударами в течение 10 мин. приучает теннисиста с самого начала занятий быть внимательным

Со второго года обучения следует увеличить число дополнительных часов для физической подготовки. Каж­дый обучающийся обязан не реже 1—2 раз в неделю заниматься в секциях легкой атлетики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, теннис), а в зимнее время — в лыжной, конькобежной, хоккейной, в секции бадмин­тона.

В третьем году обучения совершенствуется спортивное мастерство теннисистов, что достигается уве­личением тренировочной нагрузки в игре у стола. Па­раллельно развивается быстрота реакции на действия противника в сочетании с быстротой передвижения и отражения ударов; общая и специальная выносливость в сочетании с разнообразием техники и точностью уда­ров; упорство игрока и активность; смелость действий и

Быстрое решение тактических задач. Только владея этими качествами, можно добиться уровня спортивного мастер­ства I разряда и мастера спорта.

Занятия третьего года коренным образом отличаются от занятии первых двух лет. Чем выше техника, тем вы­ше общефизическая нагрузка, тем больше затрата нерв­ной энергии.

Волевые качества мастеров настольного тенниса осо­бенно ярко проявляются на соревнованиях. Очень часто побеждает не сильный, техничный игрок, а более слабый, но упорный, уверенный и волевой.

В соревнованиях не только проверяется прочность по­лученных технических и тактических знаний, но и воспи­тываются морально-волевые качества спортсмена. Учи­тывая это, уже со второго года занятий нужно проводить больше соревнований.

На соревновании проверяется, как спортсмен воспи­тал свое внимание, реагирует ли он на посторонние раз­дражители. Специфика игры требует особого внимания, так как самые незначительные переключения его во вре — . мя игры приводят к снижению результатов. Например, на соревновании оба игрока сосредоточенно следят за мячом. В это время за соседним столом, где тоже проис­ходят соревнования, судья объявляет счет. Один из иг­роков прислушивается, его внимание рассеивается, и он проигрывает очко.

Обычно в помещении, где происходит соревнование, шумно (разговоры, аплодисменты). Хороший игрок, не­взирая на помехи, умеет сосредоточить свое внимание на том, что ему необходимо делать по ходу игры. Он ставит перед собой определенную цель и направляет внимание на достижение цели, прилагая известные усилия. Нару­шение внимания возникает по многим причинам, но прежде всего из-за того, что близко связано с соревнова­ниями (например, ошибка судьи, неправильно объявив­шего счет, звук треснувшего мяча и т. п.).

Каждое занятие у стола необходимо начинать с пере­кидки мяча несильными, точными ударами «накат» про­тив подрезки или «наката». Важно сосредоточивать все внимание на каждой подаче, так как от первого мяча зависит продолжение игры. Хорошим средством мобили­зации внимания служат постоянные наблюдения за по-

* летом мяча и действиями противника.