Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Китайский настольный теннис

Долгое время китайский настольный теннис был для нас и многих зарубежных теннисистов загадкой. Тайну успехов азиат­ских спортсменов трудно разгадать, не поняв их нравов, обычаев, национальной культуры. В книге китайских авторов, в прошлом из­вестных спортсменов и тренеров, как бы приоткрывается занавес, и, лишь внимательно прочитав ее, мы можем ближе познакомиться с секретами ‘подготовки мастеров маленькой ракетки в Китае.

Выйдя на международную арену в конце 50-х гг., китайские теннисисты шаг за шагом приближались к высотам спортивного мастерства и в 1963—1965 гг. заявили о себе в полный голос — завоевали золотые медали чемпионов мира. В последние годы ази­атские теннисисты, и в первую очередь китайские, достигли новых успехов. Наивысший подъем китайского настольного тенниса насту­пил в 80-х гг., а в 1981 г. теннисисты КНР выиграли все семь золотых наград высшего форума. На сегодняшний день китайские мастера являются самыми серьезными соперниками для игроков всех остальных стран. И хотя европейские теннисисты оспаривают мировое первенство, как, например, швед Ян-Уве Вальднер, кото­рый единственным из европейских спортсменов прошел через азиат­ский заслон в финал мужских одиночных соревнований чемпионата мира 1987 г. и на равных боролся с китайским теннисистом Чжан Чжаляном, но все же приоритет китайских мастеров пока еще не­поколебим.

Издавна велось негласное противоборство между азиатскими и европейскими игроками: две разные хватки ракетки, два стиля иг­ры, постоянное соперничество на чемпионатах мира. С 1986 г. даже стали проводиться официальные матчи между сборными командами Европы и Азии. И хотя европейские теннисисты оказы­вают сопротивление, лидерство все же вот уже второй год подряд остается за азиатскими мастерами.

В чем же секрет успеха китайских теннисистов?

Наблюдая за игрой китайских теннисистов, наслаждаешься их виртуозными, но в то же время мощными ударами, их свободными передвижениями по площадке. Играя с равным по силе соперником, в критические моменты китайский спортсмен может резко прибавить темп, увеличить силу ударов или точно послать мяч в нужную точку стола, чего нельзя увидеть в игре его противника.

Чтобы разобраться, как это достигается, необходимо заглянуть в историю китайского настольного тенниса. Изложенная в начале книги эта краткая история, разбитая на этапы, позволяет глубже понять эволюцию развития настольного тенниса, совершенствование инвентаря, правил соревнований и, самое главное, техники и так­тики игры.

Китайские теннисисты были и остаются пропагандистами и сто­ронниками прямой молниеносной атаки, техника которой заняла ведущее место среди других приемов их игры. Основной причиной успеха китайской школы игры является то, что она переняла тех нику выполнения топ-спина японских спортсменов, игру горизон тальной хваткой двумя сторонами ракетки атакующими ударами и подрезкой европейских теннисистов, методы тренировки с большим количеством мячей японских волейболисток. Внимательно изучая и перенимая лучшие стороны техники и тактики сильнейших игро­ков других стран, китайские тренеры и спортсмены сочетают это с особенностями своей техники и вырабатывают свою национальную манеру игры, которая позволяет им одерживать победы.

В современной технике китайских теннисистов постепенно сфор­мировались такие характерные черты, как игра в ближней зоне у стола, мелкие (короткие), но энергичные ударные действия, быст рый удар по восходящему мячу, вариативность и многообразие тех нических приемов при их кажущейся одинаковости, постоянная готовность отразить любую атаку противника. Основными направ — . лениями дальнейшего развития техники игры китайские авторы считают прежде всего повышений скорости возврата мяча, чтобы не дать противнику возможности подготовиться к очередному уда­ру, снижение траектории полета мяча и увеличение остроты дей ствий, нацеленность каждого удара на атаку и контратаку.

Настольный теннис — вид спорта, в котором большое значение для достижения высоких результатов имеет индивидуальная тех­ника. Эта игра побуждает спортсменов, в рамках установленных правил, не только к творчеству, но и к самовыражению. Теннисист по собственному усмотрению может применять различные хватки, строить свою игру в соответствии с техническими особенностями и индивидуальной манерой. Поэтому так внимательно рассмотрены в книге вопросы техники, где детально описаны такие моменты, как точка взаимодействия мяча и ракетки, распределение усилий при согласовании работы отдельных звеньев руки, угол наклона ракет ки, и много других важных параметров. Такой описательный под­ход в изучении и освоении техники полезен и специалистам и лю­бителям, так как позволяет не только более детально провести анализ кинограмм, но и осуществлять определенный контроль и самоконтроль по указанным показателям.

Авторы книги, описывая нюансы технических приемов, призы вают прежде всего к индивидуализации, к наиболее полному рас­крытию способностей каждого теннисиста, призывают читателя к творчеству, к тому, чтобы каждый спортсмен имел свое лицо, свои отличительные черты техники и стиля игры.

И это действительно так. Техника игры современного настоль ного тенниса быстро развивается и достигла высокого уровня. Растет многообразие технических приемов, повышается техниче­ский уровень теннисистов различных стран, все более обостряется накал борьбы на крупнейших международных соревнованиях. Сегодня у большинства сильнейших мастеров уровень технической подготовленности приблизительно равный, и во встречах друг с дру­гом, как правило, добивается успеха лишь тот спортсмен, кто не только полностью раскрывает свои возможности, но и прежде всего чем-то отличается в игре от других, имеет свои индивидуальные (неповторимые) отличия, а следовательно, и преимущества. Таким образом, стиль игры оказывает самое непосредственное влияние на спортивный результат.

Если раньше в мировом настольном теннисе борьба велась меж­ду двумя основными стилями: позиционной защитой подрезками и атакой накатами, то сейчас в игре присутствует большое количест­во всевозможных стилей и основное соперничество проходит между представителями молниеносной прямой атаки и мастерами топ-спи­на, искусно применяющими вращение.

Что же характерно для китайского стиля игры? Китайскую школу настольного тенниса отличают быстрота, мощь и точность ударов, применение разнообразных вращений, неожиданные и час­тые смены траектории полета мяча. И хотя китайские мастера ма­ленькой ракетки демонстрируют различные манеры игры, но в ос­нове лежат искусные, молниеносные атаки, постоянное стремление к владению инициативой в ходе поединка, вариативность техники, отсутствие уязвимых мест.

Потерпев на чемпионате мира 1979 г. поражение от венгерских мастеров топ-спина, применяющих сильное верхнее вращение, ки­тайские специалисты перестроились. Сохраняя и развивая преиму­щества молниеносной атаки вертикальной хваткой, они блестяще освоили технику вращения мяча. Такой подход обогатил и развил китайский стиль молниеносной атаки.

Так, китайские теннисисты, применяя быстрые прямые удары, делают акцент на скорость, стремясь к увеличению темпа игры, и используют любую возможность для проведения атаки. Если же такая возможность отсутствует, то тогда применяют разнообразные виды топ-спинов, чтобы затем снова перейти к молниеносной атаке. Одной из основных тенденций развития настольного тенниса авторы считают совершенствование игры слева, и прежде всего топ-спина слева, что характерно для двусторонней игры европейских тенни­систов и дает им определенные преимущества перед стилем молние­носной атаки (но все же пальма первенства пока остается у ки­тайских спортсменов).

За счет чего же добиваются китайские теннисисты высоких спортивных результатов?

Прежде всего за счет кропотливого и упорного труда спортсме­нов, их поразительной работоспособности. И конечно, за счет такой же кропотливой и творческой работы тренеров, которые рассмат­ривают каждого спортсмена как индивидуальность и стараются развить в нем неповторимые, особые черты техники и самобытный стиль, сохраняя при этом общее направление китайской школы игры.

Авторы книги призывают уделять достаточное внимание в тре­нировке деталям техники, тщательно отрабатывать отдельные тех­нические приемы и комбинации с четкой нацеленностью на их даль­нейшее применение в конкретных игровых ситуациях.

Авторы, однако, предостерегают спортсменов и тренеров от чрез­мерного стремления освоить все технические приемы в совершен­стве, от копирования игры сильнейших теннисистов — ведь копия всегда хуже оригинала. Каждый игрок должен знать и развивать свои особенности, свою манеру. Только так можно добиться успе­хов.

Интересен изложенный в книге подход к разделению трени­ровочного процесса на тренировку комбинационной техники и тре­нировку тактических комбинаций. В первом виде тренировки со­вершенствуются отдельные приемы или сочетание 2—3 технических элементов с заранее определенными условиями: темпом игры, на­правлением приходящего мяча или точкой попадания ответного удара. Комбинаций технических элементов, подобранные с учетом индивидуальных особенностей и стиля, отрабатываются до автома­тизма. Тренировка направлена на совершенствование применитель­но к технике игры таких физических качеств, как скорость, лов­кость, сила, выносливость, гибкость, координация движений и др.

Во втором виде тренировки технические приемы отрабатывают­ся уже в условиях противоборства, в условиях, приближенных к. предстоящим соревнованиям. Здесь совершенствуются другие важ­ные для игры качества; тактическое мышление, умение быстро оценить игровую ситуацию и принять правильное решение, бой­цовские качества и т. п. Вот откуда у китайских теннисистов быст­рота и четкость ответных действий, эффективное применение имею­щихся в арсенале технико-тактических комбинаций, точность по­паданий и четкое выполнение задуманных тактических планов.

В книге лишь кратко рассмотрены основные методы трени ровки, применяемые китайскими специалистами, такие, как модели­рование, совместная тренировка женщин с мужчинами, тренировка с большим количеством мячей, соревновательный метод. И хотя методические рекомендации по подбору упражнений, их дозировке и направленности даны лишь в целом, однако их изучение и пре­ломление к особенностям советской школы игры позволит обогатить систему подготовки наших теннисистов.

Предложенные авторами практические и методические советы по технике, тактике и методике тренировки интересны и полезны. Так, приведенные в книге примеры стратегии ведения командной борьбы и расстановки игроков позволяют понять и оценить замыслы китайских специалистов. На чемпионаты мира делегация КНР при езжает увеличенным составом, где кроме личных тренеров, врачей и научных работников выступает двойной состав игроков. Это не случайно. Уже заранее тренерами продумано и определено, кто играет в командных соревнованиях, а кто—в личных разрядах, что позволяет правильно распределить силы (в других командах спортсмены, как правило, выступают во всех видах соревнования, что сказывается на результатах их выступления). Состав китай­ской команды подбирается с учетом стиля игры основных соперни ков, и каждый член команды может успешно сыграть лишь с не­сколькими конкретными игроками или спортсменами определенного стиля игры. (В большинстве других команд основное направление

Подготовки теннисистов нацелено на их универсальность, на уме­ние успешно бороться со спортсменами с различными стилями игры.)

Кроме того, состав китайской команды к каждому чемпионату мира наполовину, а то и больше обновляется, и на ответственные матчи тренеры не боятся выставлять молодых игроков, используя при этом элемент новизны и неожиданности. В то же время боль­шинство теннисистов других стран, выступающих на международной арене несколько лет, особой опасности для соперников не пред­ставляют, так как их особенности техники и тактики игры изучены, а у китайских игроков, в частности, заранее разработаны и отре­петированы планы борьбы с ними.

В этой книге не рассмотрены вопросы методики обучения и системы отбора талантливой молодежи, и все-таки она оставляет впечатление полезного познавательного труда. Изложенные в книге особенности китайской техники, тактики игры и методики трениров­ки бесспорно полезны. Эти данные обогатят читателей знаниями, заставят задуматься над многими существенными моментами игры, натолкнут на интересные и полезные мысли. Однако предложенные вашему вниманию подходы не являются догмой, к ним надо от­нестись творчески.

Советский настольный теннис в последние годы, к сожалению, утратил свои ведущие позиции на мировой арене. И — все усилия, которые в настоящее время направлены на его подъем, сводятся лишь к тому, чтобы догнать основных соперников. Но неправильно будет думать, что слепое перенимание китайского стиля игры, его копирование может нам помочь.

Обыграть спортсмена, используя его же оружие, нельзя. Для успешного развития настольного тенниса в нашей стране прежде всего необходимо дальнейшее развитие отечественной школы игры и методов тренировки, базирующихся на современных тенденциях игры, глубоких научных исследованиях, изучении и обобщении бо­гатого практического опыта своих и зарубежных специалистов. В этом залог успешного развития нашего настольного тенниса.

Г. БАРЧУКОВА, мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тенниса и настольного тенниса ГЦОЛИФКа

TOC o "1-5" h z Предисловие к русскому «зданию…………………………… ……… 3

Развитие настольного тенниса…………………………………………………………………………………… 4

Развитие настольного тенниса в Китае………………………………………………………………………… 8

Техника игры…………………………………………………………………………………………………………. 42

Стратегия и тактика……………………………………………………………………………………………….. 105

Техническая и тактическая подготовку……………………………………………………………….. • 218

Физическая подготовка………………………………………………………………………………………….. 259

Планирование учебно-тренировочных занятий………………………………………………………. 278

Работа во время соревновании……………………… «…………………………………………………… 299

Научные исследования… 300

Китайский настольный теннис

Для тренеров, спортсменов, любителей настольного тенниса

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Авторы:

Цю Чжунхуэй, Чжувн Цзяфу, Сун Мэйин, Чжан Чжэньхай,

Цэнь Хаован, У Иньцюнь, Ли Фужун, Сюй Иншен,

Лян Юнэн, Лян Чжохуэй Перевод с китайского

А. И. Серова, Н. П. Лазаревой, А. Е. Забелина,

Ф. Л. Петровнина, В. Е. Моисеева

Заведующая редакцией А. К. Гринкевич. Редактор Л. С. Борисова. Ху­дожник Г. А. Комаров. Художественный редактор. В. А. Ж и г а р е в. Техниче­ские редакторы Т. К. Верёвкина, О. А. Куликова. Корректор С. Н. 3 а м у л а.

ИБ 2233. Сдано в набор 01.64.87. Подписано в печать 18.11.87. Формат 60х90/|». Бумага кн.-журн. Гарнитура «Литературная». Офсетная печать. Уел. п. л. 20. Уел. кр.-отт. 40,5. Уч.-изд. л. 23,45. Тираж 50 000 экз. Издат. № 7898. Зак. 349. Цена 1 р. 70 к.

Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура в спорт» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 101421, Москва, Каляевская ул., 27.

Ярославские полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли: 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.

 

 

 

 

Китайский настольный теннис

[1] Айвор Монтегю — видный английский литератор, прогрессивный обществен­ный деятель. В 60-е гг. он стал лауреатом Международной Ленинской премии за укрепление мира между народами. В 1928 г. он приезжал в Москву в качестве члена делегации трудящихся Англии на Октябрьские праздники. 40 лет — вплоть до 1967 г. возглавлял Международную федерацию настольного тенниса и внес большой вклад в развитие этого вида спорта. До конца своих дней (1984 г.) он был почетным членом ИТТФ.

[2] Под дистанцией здесь понимается расстояние от стола, на котором спортсмен выполняет удар. Принято различать ближнюю дистанцию до 1,5 м от стола, сред­нюю — от 1,5 до 3 м и дальнюю — более 3 м.

[3] Без вращения, или плоский мяч, как иногда его называют. В игре, как пра­вило, мячей без вращения не бывает. Для более устойчивого полета мяч имееі незначительное вращение, которым мы пренебрегаем.

[4] Накладки типа «анти-топ-спин» мало чувствительны к силе вращения п ходящего мяча и помогают «раскрутить» его, погасить.

[5] Под «топ-спнном с вращением» авторы понимают такой удар, при котор скорость вращения мяча больше, чем поступательная скорость.

[6] Под атакующим ударом с поворотом понимают удар справа, которий полняется, как правило, из левого угла, и в этом случае теннисист поворачивав боком к столу. Прим. ред.

[7] Так называемые анти-топ-спиновые накладки.

[8] Под техникой передвижений понимается совокупность способов изменения ^ ‘^нахождения (шаги, прыжки и т. д.). Перемещение — биомеханическая ■’Рактеристика, равная расстоянию но прямой от начального пункта до конечного.

[9] Так называемые трехходовые тактические комбинации.