Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

В каждую спортивную школу или секцию настольного тенниса принимают детей 9—10 лет и старше, допущен­ных к занятиям врачом — специалистом по физической культуре. Непременным условием для приема в школу является успешная учеба в общеобразовательной школе или работа на производстве.

Учебные группы подбираются с учетом возраста и общефизической подготовленности: детская (9—10 лет), подростковая (11 —12 лет), юношеская (13—14 лет), младшая юношеская (15—16 лет), старшая юношеская (17—18 лет).

В детской группе занимается 12—15 человек; в под­ростковой— 8—10; в юношеской — 6—8; в старшей юно­шеской группе — 5—6 человек[2].

Внутри каждой группы можно организовать команды из 2 девочек и 3 юношей. Это значительно облегчит вы* полнение учебно-тренировочных заданий. На уроке за­нимающиеся распределяются по 2—3 человека на один стол.

Учебный год для вновь принятых в школу начинается с 1 сентября.

В детских группах занятия (уроки) проводятся 3 ра­за в неделю по 2 часа, в подростковой — 4 раза в не­делю по 2 часа, в юношеских — 4 раза в неделю по

2 часа, в старших юношеских — 4 раза в неделю по 4 часа. Помимо того, все занимающиеся должны ежед­невно делать утреннюю зарядку и выполнять индивиду­альные задания тренера по совершенствованию техники игры.

По плану работы регулярно проводятся соревнования не только по настольному теннису, но и по физической подготовке.

В процессе учебно-тренировочных занятий и спортив­ных соревнований тренеры обязаны воспитывать у детей ОрганизоваНность и дисциплину, социалистическое отно­шение к труду, чувство ответственности перед коллекти­вом, уважение к старшим. Воспитанию занимающихся способствуют: хорошо организованное проведение заня­тий, высокая требовательность, аккуратная явка на за­нятия. Большое значение имеет также личный пример тренера.

Тренер следит за успеваемостью учащихся в общеоб­разовательной школе, их дисциплиной, систематически проверяет дневники, устанавливает связь с классным ру­ководителем и родителями.

В детской группе, не участвующей в календарных со­ревнованиях, учебный процесс не подразделяют на перио­ды тренировки. В отдельных группах годичный цикл со­стоит из 3 периодов: подготовительного, соревнователь­ного и переходного. Подготовительный период продолжа­ется 6—7 месяцев, соревновательный — 3—4 месяца и переходный — 1 —1,5 месяца. Периоды определяются в зависимости от календаря соревнований.

В подготовительном периоде основное внимание уде­ляется воспитанию физических и морально-волевых ка­честв. Особенность этого периода состоит в большом объ­еме тренировочных нагрузок, которые постепенно увели­чиваются и достигают максимума к середине периода.

В соревновательном периоде, характеризующемся нан — ибольшен интенсивностью, совершенствуется техника и тактика игроков, закаляется воля, укрепляется специ­альная физическая подготовка, занимающиеся достигают наилучшей спортивной формы и участвуют в наиболее ответственных соревнованиях. Теннисисты юношескнх групп, начиная с соревновательного периода, должны до­полнительно заниматься по индивидуальным планам.

В переходном периоде предусматривается активный отдых. Группы переключаются с интенсивных занятий по настольному теннису на гимнастику, легкую атлетику, подвижные и спортивные игры.

Особое внимание уделяется распределению занимаю­щихся по группам не только по возраст}, но прежде все­го по спортивной подготовленности с учетом стиля игры. В каждую группу следует включать защитников и ата­кующих (мальчиков и девочек), владеющих различными способами держания ракеты.

Занятия с детской и подростковой группами необхо-

»


Димо возможно чаще проводить на воздухе и включать в них бег, прыжки, подвижные и спортивные игры (преж­де всего баскетбол и теннис).

Техника выполнения приемов игры, пройденных по программе, оценивается на учебных соревнованиях (по нормативам). При оценке техники учитываются также результаты, показанные на календарных соревнованиях.

Тренировочные планы должны быть короткими и на­глядными. Примерный план первого года обучения при­веден на рис. 129, годовой план тренировки — на рис. 130, 131, учебный урок с новичками — на рис. 132.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Рис, 129. Примерный годовой план тренировки для начи

Наюших

Занимающимся младшего возраста теоретические све­дения следует сообщать в популярной форме на 15—20- минутных беседах. В старших группах теоретические за­нятия должны быть более углубленными; отдельные лекции по основным темам продолжаются 45—50 мин. Занимающимся в этих группах необходимо дополнитель­но читать литературу по вопросам тренировки.

Беседы (лекции) на специальные темы должен про­водить врач.

Инструкторские и судейские навыки приобретаются на практических и на специальных занятиях по инструк­торской и судейской практике в соответствии с конкрет­ными задачами подготовки занимающихся в каждой учебной группе.

Тренеру необходимо хорошо знать возрастные особен*

Ности детей. Нужно помнить, что движения детей 12— 14 лет часто некоординированны, дети стесняются своей неловкости, быстро утомляются. Девочки в этом возрасте часто бывают стеснительны, капризны.

Уроки следует проводить ненапряженно, меньше сдер­живать детей, не предъявлять к ним такие же требова­ния, как к взрослым. Надо стремиться к тому, чтобы дети были удовлетворены занятиями и стремились прийти на них снова. В то же время нельзя допускать разболтан­ности и непослушания.

При проведении практических занятий (уроков) необ­ходимо помнить об основных задачах, которые определе­ны для каждой из групп: обязательно включать в заня­тия указанные в программе разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке, широко ис­пользуя игровые формы при выполнении упражнений и игры (особенно в занятиях с младшими группами). От­дельные занятия должны быть целиком посвящены об­щей и специальной физической подготовке (гимнастика, акробатика, спортивные игры, зимой — лыжи, коньки).

Тренер обязан ставить перед занимающимися посиль­ные задачи, соответствующие уровню их физического развития и технической подготовленности.

Лучшим методом обучения является показ, сочетае­мый с объяснением, просмотром плакатов и киноколь — цовок.

Самостоятельная работа занимающихся проводится под руководством тренеров в следующих формах: а) еже­дневные занятия утренней гимнастикой, в которую вклю­чаются комплексы общеразвивающих и специальных упражнений по физической подготовке и совершенство­ванию в технике; б) изучение массажа и самомассажа;

В) ведение дневников самоконтроля и тренировки;

Г) изучение специальной литературы; д) помощь в учеб­но-тренировочной работе физкультурным коллективам общеобразовательной школы и других организаций; е) самостоятельное проведение тренировок по заданиям тренера и тренировочным планам; ж) участие в судей­стве соревнований.

Летом, во время каникул, для занимающихся в дет­ских спортивных школах продолжительность занятий увеличивается, организуются учебно-тренировочные за­нятия по особому плану в пионерских и специализиро-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 130. Примерный годовой план тренировки для спортсменов И и III разрядов.

Средства тренировки: 1. Разминка перед тренировкой. 2. Игра в «крути — ловку» для трех или четырех человек. 3. Разминка перед соревнованиями. 4. Гимнастика без снарядов. 6. Упражнения со скакалкой. 6. Старты и бег иа короткие дистанции. 7. Повторный бег 5X30 м. 3X30 м. 8. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. 9. Игры: баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол И др. 10. Прогулка пешком илн иа лыжах. II. Катание иа коньках.

12. Катание иа лодке. 13 Плавание на продолжительность. 14. Сдача норма« тнвов по общей физической подготовке. 15. Имитационные упражнения с ра­кетой для настольного тенниса, удары слева и справа. 16. Имитационные уп­ражнения на вращающихся дисках, 17. Имитационные упражнения иа вело­колесе. 18. Овладение различными ударами по мячу у наклонной стенки.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

19 Тренировка ударов у стенки. 20. Треиировка приемов передвижений тен* ниснста шаги, выпады, прыжки и броски. 21. «Накаты» слева против «под* резки». 22. «Накаты» справа против подрезки. 23. Защита слева и справа «подрезкой». 24. Контрудары слева. 25. Контрудары справа. 26. Защитная «подставка» слева. 27. Сильный удар справа и укороченный заторможенный ыяч справа и слева. 28. Защита крученой «свечой». 29. Изучение и треиировка )дара «топ-спин» и его отражение. 30. Изучение сложных подач и их ограже — вие. 31. Изучение и треиировка косых ударов слева и справа. 32. Изучение тактических комбинаций. 33. Тренировка парных игр 34. Игра на счет. 35. Контрольные соревнования. 36. Официальные соревнования. 37. Георетиче ская подготовка. Вопросы методики обучения и тренировки; тактика игры в одиночных н парных соревнованиях

Первый

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Продолжи

Занятий

12 3 4 5

12 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

А Е а Е а Р Р Р Р Р 1 34 2 3 37 19 2220 4 23 38385049 26 Л 43 Г П Ц

А а а а а Е р Е р Е 2 1 1135 3 2019 33 5 4 3738 л 2450 3844 X 47 Ц

У а у а у Р Р Р Р Р 10 9 2 20 1 19 35202119 3850384950 Л45ЖН Ц

А у а у а Р Р Р Р Р 3 221Я 2 1 5 33232019 16 3726 5 23 Л 0 46 Н Ц

Периоды

. 4?

А а а а а Р Р Е Е Е 18 19 24 5 1 24 2923 4 19 273226 7 23 К 49 Г П Ц

А у у а а р Р Е р Е 2 3 14 — 1 2021 15 — 19 21 22 я — 38 Б 50 X 48 Ц

Р Р Р Р Р 3 2 12 3 212019 2011 5 21233633 3336263750 Б 49Ж Н ц

А р а р а 5 2 1 3 22 8 2019 2133 2421 23 2 37 2723262049 Л 0 50 Н Ц

Р Р Р Р Р 1 3 2 4 11 19 21 2012 33 23 37241923 2643382326 К 0 Г Ж Ц

А а а а а р Е р Е р с с с с с

0-0-0

Р Р Р Р Р 2 1 Е 3 II

2019 2 2133 21 2320 5 3 3738252721 Б 50Ж Н Ц

А а а а а Р 5 Е р г 12 3 4 5 192021 5 12 2344372838 К 0 49 Н Ц

Р V Р Р р 1 2 3 4 11 19 2021 5 33 23 2539 9 49 7 ШЩ Э Я К 0 Г Ж Ц

А р р а р р 2 5 р 1 352027 — 19 9 24 38 — 23 Ю23Я — 2Р К Ж X 48 Ц

Р р а р р 3 2 Р 1 4 2120 1 1013 11 231919 22 33262313 33 П Б Ж Н Ц

А Е а р р Р Д Р 1 2 2 9 3 1920 20312124 25 50 45 393030 К 0 Б Н Ц

ША Основ 1 1 Подсо ■1 Пере

Г 1 Р Р Р 19 Д 2 3 4

23 1 2021 9 26 19 2337 — Ш И Ц И Щ К У X Л 0

А у а а а

Р—————

48————-

— и м и ц

— м X к X

А о а о у

И ц м и м X X X X X

А о а а у

Ц и м ч ц х к х г х

Карра Ш 1 2 3 2

— 19202120

— 24 4924 9

— 5010 5022

— 0 Т Ш 33

А В р Е а Т 1 2 3 1

— 19 20 2119

— 50 394249

-шзюц

ШОХФП

К в а Е р Ш 20 3 2 1 10 2 212019

— 4550 Ь 49

— Ш 4412 Ц

— 0 X 39 П

А В Е р а Ф 2 Д 19 р Ч 20102341

— 40 322644

— 433838 Ц

— Я X Ш Л

Рис. 131. Примерный головой план тренировки для теннисистов I разряда и мастеров спорта. Первый вариант — по технике, тактике и обшей физической подготовке. Второй вариант — по технике

И тактике

I. Игровая разминка у стола —8—10 мня. 2. Игра в «крутилсвку» для 3—4 человек — 12—15 мня. 3. Удары слеаа против защитной подрезки. Схемы 1—8. 4. Удары спраза против защитной подрезки. Схемы 9—16. 5. Удары «топ-спин* справа и слеаа. Схемы 17—20. 6. Удары слейл и справ I поочередно протна злщи’.ы. 7. Контрудары с 1ева и справа Схемы 21—28- 8. Улары ьашнт*

Вариант

Тельность 3-4 часа

I неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

12 3 4 5

1 2 3 4 5

12 3 4 5

12 3 4 5

Тренировки У| ф

/

А Е о Е р р 2 р р 22 1 20 3 6 33 19 5 2111 2 4349254420 0 Г 50Н Ц

П р р 0 р Ш 1 2 Е 11 Я 19 20 4 33

— 38 5 7 7

— 50394039

— 0 Г н ц

А Е а Е о Р Р Р Р Р с с с с с

0 — — н ц

Е о У о у р р р р р с с с с с

0 — — н Ц

А р р р р р 1 2 3 4 3 19 20 5 15 5 2519 9 24 21 49 50 47 46 38 0 Г Н Ц

Е р р р р 5 12 3 4 24 19 2024 7 2538392317 45 50 Я 5030 Л Г X Н Ц

А у а у а Р Р Р Р Р с с с с с

Н 0 Н 0 ц

У а у а у Р Р Р Р Р

С с с с с

0 Н 0 н ц

А Б р Р Р р 1 3 4 5 2 19 21 5 12 202322 7 45 40 5033 2349 Б Ж Г Н Ц

А р р р р р 2 37 4 37 252035 7 9 2733 382315 42 49 Я 2630 Н 0 X Н Ц

А у а у а Р Р Р Р Р с с с с с

Н о н ж ц

У а у а у р р р Р р с с с с с

Н ж г Н ц

Ной

Товительн ко Оный

К 0 Г р а ШЭ Р 1 2 Ю Ю 2 19 20

— Я 205021

— — 114425 — 33 н Ц

К р Е р Е Э 3 1 2 3 Ю 21 19 2021 Я 5 18 5049

— 16 494530

— 0 X Н Ц

А Е а Е а р р р р р с с с с с шонгц

О а а а а Е р Е р Е

С с с с с

0 ж г н ц

К 0 Т В Т Ч Э Ц 2 Ш Ш Щ — 20 Ю Ю Ч — 44 —

——— ш —

— — — Я —

У В Р Т П А 1 3 ш д 2 19 21 Я 2 204622 — 20 395033 — 5 50 Ш X -40

К в у а п з Дфрр Ю 32 Ш 1 2 Я 46 Я 1920

— 49 Ч 50 Н

— Ш — 0 46

К В а Т П э 45 ф Ш Р Ю 49 Ю Э 2 Я Ш Я Ю 20

— 1Д — Я 38

— — — -50

К У т у а Э 1 Э 2 Д Ю 19 Ю 20 5 Я 2 Я 3 12

— 20 Ш 21 Ш

— 49 — 50Щ

К 8 Т Г Р Ш2ШР1 Ю 20 3 3 19 Я 1 Ю 2124

— 19 Я 4925

— 46 — Ш 16

Т 8 Р Г П Ш 43 1 РЕ

Э Е 2 2 1 Ю Н 202019 Я Ш Ц 3921 — Я X Ш 22

Т в р а Л

Э Е 20 р 1 ЮН 2 19 Г 4638 — 23 50 Ц — 26 Ш X 4838

ЯоЯ «свечой» слева и справа. 9. Удары по «свече» спрааа и слева 10. Отраже­ние ударов «топ-спии» подставкой. 11. Тактические комбинации коротких подач и ударов. 12. Комбинации иакатов. укороченных мячей и сильных уда­ров 13 Комбинации «топ-спина» справа и сильного удара. 14. Контрдары слева и справа из 2-П зоны. 15. Изучение иоаых влемеитоа техиикн удароа и подач. 16. Изучение новых тактических комбинаций. 17. Защита подрезками слааа и справа. 18. Тренировка «топ-спииа» на велоколесе. 19. Тренировка подач иа специальных дисках. 20 Тренировка на мягкой или жесткой стейке. 21. Игра левой рукой (иеигровой). 22. Игре двумя мячами. 23 Игра иа счет. 14 Парная игрд

Второй

1

2

3

А

Периоды

О \

12 3 4

12 3 4

12 3 4

12 3 4

Т 11 2

3 5 3 5

4 6 4 6 11 21 13 12 10 11 10 16 18 2419 23

1112

3 5 3 5

4 6 4 6

1112 11 14

12 II 13 16 18 24 19 23

1112

8 3 8 5

9 4 9 6 19 21 16 16 14 17 14 16 18 24 19 23

1112

3 8 5 3

4 9 6 4 19 16 16 21 И 16 14 16 18 23 19 23

1111 4 14 4 17 17 II 12 11

23 2324 23

1111 14 4 4 4 17 12 17 II

23 24 23 23

1111 14 4 5 5 12 13 11 12

24 2324 23

1 1 I I 4 14 4 5 13 11 12 13

24232423

1111

3 7 3 3

4 5 4 4 9 9 8 9 24 2324 23

2 12 1 7 3 7 3 5’4 5 4 9 8 9 9 2324 2324

1111

7 3 6 7 5 4 5 5 9 8 9 8 2324 23 23

2 12 1

3 6 7 6

4 7 5 4 8 9 8 9 24 2324 23

111)

14 13 14 13 6 II 6 11 5 5 5 5 10 14 Ю 14

1111

14 13 14 13

6 11 6 II

7 5 7 5 10 14 10 14

1111 14 13 14 13 12 6 12 11 7 5 7 5 10 14 13 14

1111

14 13 14 11

12 II 12 13 7 5 5 5

13 14 13 14

с

112 2

3 6 3 5

4 14 4 14

5 18 5 19

112 2 6 3 5 6 14 4 14 14 18 5 19 18

112 2

3 6 3 6

4 14 4 14

5 19 5 18

1111

7 6 7 6

8 14 8 14

9 9 9 9

1111 15 16 15 16

22222222 12 11 12 11 18 19 18 19

2 2 2 2 15 16 15 16 2122 21 2? 13 11 12 II 18.19 18 19

1111 15 16 15 16 21 22 21 22 13 II 12 11 18 19 18 19

2 2 2 2 15161516 22222221 121312 13 18 19 18 19

Средства тренировки

I. Тренировка по элементам техники (дозировка 10, 15, 20 мин.). I. Накаты слева против подставки и подрезки. Схемы 1, 2. 3. 4, 5, 6. 2. Контрудары слеаа и* Ближией зоны. Схемы I. 2, 3, 4, 5. 6. 3. Контрудары слеаа нз средней зоны (2—3 м) с переходами вперед и назад. 4. Сильный удар слева по высокому и среднему мячу. 6. «Топ-Сини» слеаа аерхинй и боковой по мячу с нижним вращением. 6. Удар слеаа с прыжком по «свече». 7. Заторможенный удар «стоп» слева. 8. Отражение мяча «стоп» ударом слева с броском к столу. 9. Обманные косые мячи слева с боковое круткой. 10. Сильный «запил» годрезкой слеаа. II. Защитная «свеча» слева из сред­ней и дальней зои. 12. Отражение подставкой слеаа «топ-спииа» верхнего н бокового.

13. Защитная подставка слева над столом Схемы I, 2. 3. 4. 14. Отражение подставкой слеаа сложных подач. 15. Отражение подрезкой слеаа сложных подач. 16. Отражение «топ-спина» подрезкой слева. 17 Защитная подрезка слева в средней и дальней зо­нах. 18. Подрезка слеаа против подрезки н подставки. Схемы 1, 2, 3, 4, 5, 6. 19. На*

Вариант

Тренировки

*/К

// м

1

2

3

4

12 3 4

12 3 4

12 3 4

12 3 4

12 2 2 3 3 3 3 5 4 4 4 7 8 6 5 14 9 II 12

1112

4 6 3 6

5 7 4 7 9 8 9 8 23232324

1112

3 5 14 5

4 6 13 6 6 10 11 12 23232324

1112

3 II 14 11

4 7 8 12 13 14 12 14 23232324

1111

6 5 6 5 12 21 8 8 232324 23

1111

6 5 6 5 11 8 21 II

232324 23

1111

6 5 6 7 11 8 II 8

23242323

1111

5 6 6 5 12 11 2112

23 232423

1 Т 2 1

5 3 5 3

6 4 6 4 14 11 21 12

23 23 24 23

112 1

5 8 8 5

6 9 9 6 14 11 2112

23232423

112 1

3 5 8 3

4 6 9 4 14 13 2113

232324 23

112 1

8 3 5 8

9 4 6 9 11 132114

2323 24 23

1112

3 3 5 3

4 4 6 4 11 2417 11 21 202120

1112

3 5 3 5

4 6 4 6 12 11 2412 21232123

1 і 1 2

6 5 6 8 8 9 14 9 17 241011 21 202123

1112

5 3 8 5

6 4 9 6 17 11 2412 23212021

I

— 1 — 1

— 24 * 24

— 21 — 21

-1-1

-24-24 — 21 — 22

-1-1 -24-24 — 21 — 21

-1-1

— 24 — 24

— 21 — 22

12 12 15 5 15 16 1819 1819 2224 ^221 8 14 8 14

12 12 15 16 1516 8 9 8 9 22242224 18 19 1819

12 12 15 16 15 16 8 9 8 9 2224 2224 18 19 1819

12 12 15 16 1516 8 9 8 9 22242224 18191819

З каты справа против подставки и подрезки. Схемы I, 2, 3, 4, Б. 6. 20 Контрудари спра — ) ва из ближней зоны. Схемы!, 2, 3, 4, б, 6. 21. Контрудары справа из средней зоны ’ (2—3 м) с переходами вперед и назад. 22. Защитная «свеча» справа из средней и

А дальней зон. 23. Сильный завершающий удар справа. Схемы I. 2, 3. 4. 24. Верхний а «топ-спин» справа по мячу с нижиим вращением. 25. Боковой «топ-спин» справа по и мячу с иижинм вращением. 26. Заторможенный удар ‘стоп» спрааа. 27. Отражение — «топ-спииа» подставкой или толчком справа. 28. Отражение «топ-спнна» подрезкой і спрааа. 29. Защитная подставка справа иад столом. 30. Отражение подставкой и под­ії резкой справа сложных подач. 31. Защитная подрезка спрааа в средней н дальней е зонах. 32. Подрезка справа против подрезки и подставки. Схемы 1, 2, 3. 4. о. 6. . 33. Удар справа по «свече» а ближней зоне. 34. Удар справа по «свече» из средней. воны (2—3 м) с пры. кком. 35. Обманные косые мячи спрааа. 36. Отражение «топ — спнна» подрезкой справа 37. Удары слева и справа поочередно из разных зон.

Ваяв

Л п 18

М

Г з I Л п 24

Л

13

 

Л п 14

 

Л

15

I з а

 

Л П 16

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

П

17

1 з г

 

Т

 

Л Л 19

 

Л П 20

 

Л п 21

 

Л г 23

 

Г 31 Л П 22

 

Ж

29

28

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

30

 

Л. П.

 

ЛЛП

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Услов ные об оз на чинил:

Л — удар слева С ■ удар защитная свеча

П-удар справа -—► направление ударов

Т — удар _топ-спин" • — —ответ на удар

II. Тактическая подготовка (дозировка 20. 30 пип.). 38. Треннровка атакующг комбинаций против защитника I, 2, 3, 4, I. 39. Тренировка атак., ющих комбинаций протиа нападающего. Схемы 6. 7. 8. 9. 10. 40. Тренировка тактических комбинаций пр<. * I универсального теннисиста. 41. Тренириака защитных комбинаций. Схемы II. 12. 13, 14. 1Е. 2. Тренировка протиа нападающего по-азиатски «пером». Игра на счет 8—10 партий. 43. Тренировка парных игр. Схемы 16. 17. 18. 19. 20. 41 Тренировка пар про.]’а защитников подрезками. 45. Треннровка нар против атак>:ищего и кетами с применением «топ-спино.^. 46 Игра гар иа счет с тактическим задан, ем. 47. Игра пар протиа играющих «пером» 4». Контрольны* соревнования иа гч«.г. 18—16 партий. 49. III ра иа счет с форой 3—5 очков. 60. Игра иа выигрыш с минимальное потере!) очкоа.

А — разминка общая 20- 25 мил. ^ходьба, бег. пр| 1жки, гимнастика). Е — Игра а бадминтон. В — Игра на воздухе. Р — Гимнастика для развития гибкости. Д —Игра двумя мячами. Е — «Крутил жа» для 3—4 человек, 12—15 мин. Ж —«Кр>- тнловка» для 4—5 че оаек, прыгая иа одной йоге 8—10 мни. И — Ими» тацноипые упражнения в воде, К — Бег, кросс иа 3000, 4000, 6000 V,

Ванных спортивных лагерях, а также на учебно-трениро­вочных сборах.

Для школьников, которые летом отдыхают в разных местах, необходимо определить индивидуальные задания, разработать индивидуальные планы, включив в них игру в бадминтон, теннис, настольный теннис на воздухе, за­нятия легкой атлетикой, подвижными и спортивными играми, плаванием, греблей, прогулки по местности, ту­ристские походы и экскурсии.

Для юношей старшего возраста, кроме годичных пла­нов, составляются перспективные трехлетние планы тре­нировки.

Тренер обязан особое внимание уделять подготовлен­ности мест для занятий, наличию доброкачественного ин­вентаря и оборудования.

На каждое занятие назначается 1—2 дежурных из числа занимающихся, которые следят за порядком.

Тренер и врач обязаны работать в содружестве. Уг­лубленный врачебный осмотр необходимо проводить не реже 2 раз в год, не считая осмотров перед каждым со­ревнованием.

Важно приучить занимающихся к самоконтролю. В старших группах в дневнике самоконтроля обязательно систематически записывать субъективные данные (само­чувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность) и объективные показатели (спортивно-технические резуль­таты). Не реже раза в месяц тренер должен анализиро­вать эти записи.

Основной формой проведения практических занятий является урок. Его структура и содержание зависят от периода тренировки, подготовленности занимающихся, а также от задач занятий.

Для учебно-тренировочного урока наиболее характер­на трехчастная структура (при продолжительности уро­ка 2—2,5 часа).

Л — Прогулка на лыжах и катание на коньках. М — Мпогоскоки на одной и двух но­гах со скакалкой и без нее. Н — Игра неигровой рукой. О — Отдых. Прогулка по лесу, ходьба 1—2 часа. П — Прыжки в высоту, а длину, тройка с разбега и с места. Р — Разминка игровая ‘у стола. Схемы 1, 2, 3, 4, 6. 6. С — Соревнования. Т — Игра в теннис. У — Разминка универсальная со специальными упражнениями (прыжки, ходь­ба, старты, рывки, бег 30, 50. 100 м). Ф — Игра а футбол, баскетбол. X — Плавание на продол} ;итгльиость и скорое™. Ц — Имитационные упражнения у зеркала с мио- госкокачи. Ч — К* и. |ци >ииые упражнения с амортизаторами булавами и утяжелен­ной ракетой. Ш — Тренировка «топ-спинов* иа аелоколесе. Щ — Тренировка сильной подрезки «запил» иа велоколесе. Э — Тренировка енлыюкрученых подач на диске Ю — Тренировка силыюрезаиых подач иа диске. Я — Тренировка сильиорезаных и крученых подач у ыячиой наклонной стенки,

Подготовительная часть (20—40 мин.). За­дачи: разъяснение темы урока; организация занимаю­щихся, сосредоточение их внимания на материале урока; подготовка сердечно-сосудистой и других систем организ­ма, а также мышц и связок к выполнению специальных упражнений; формирование осанки и развитие координа­ции движений.

Средства: строевые и порядковые упражнения, про­бежки, упражнения на внимание (по зрительным сигна­лам), гимнастические упражнения без предметов, выпол­няемые с разной амплитудой, скоростью, в различных направлениях, чередование рывков с упражнениями на расслабление, в сопротивлении, корригирующие упраж­нения, игры, упражнения на быстроту реакции, в броса­нии и ловле, специальные упражнения на точность, для пальцев и кисти, упражнения в маневренности, в смене позиций.

Основная часть (60—70 мин.). Задачи: обучение новым элементам техники и тактики игры, совершенство­вание ранее изученных приемов, правильности и скорос­ти выполнения ударов, быстроты реакции и ориентиров­ки, воспитание решительности, смелости, настойчивости, развитие специальной выносливости.

Средства: имитационные упражнения без партнера, у стены, у стола, изучение «топ-спина» на велоколесе и спе­циальных дисках для тренировки сложных подач, учеб­ные игры по заданию, индивидуальные уроки, трениро­вочные игры с ограничением и без ограничения в ударах, участие в различных соревнованиях.

Заключительная часть (5—10 мин.). Задачи: приведение организма занимающегося в состоянии отно­сительного покоя; подведение итогов урока.

Средства: спокойная ходьба, упражнения на рас­слабление, упражнения для успокоения дыхания, само­массаж. Замечания тренера по уроку.

Необходимо строго регулировать дозировку упражне­ний и интенсивность занятий. В них следует включать подвижные игры, упражнения, выполняемые в соревно­вательной форме (соревнование на выполнение серии ударов, эстафеты и т. д.), а также одиночные и парные соревнования. При выполнении всех упражнений следует обращать внимание на правильность движений и ско­рость.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 132. Схема наглядного планирования занятия: а — локаз и изучение способа держания ракпты; б — упражнение с мя­чом и ракетоА; в — нер< аьил еннс; г — изучение имитационных упраж­нений. д — изучение плоской водачн; е — изучение удара «толчок» у

Стола

Интерес занимающихся к занятиям необходимо под­держивать на протяжении всего урока. При изучении отдельных ударов и их сочетаний особое внимание сле­дует обращать на технику исполнения.

Занятия с юношами и девушками 14—16 лет могут носить тренировочный характер. Занимающиеся этого возраста регулярно участвуют в соревнованиях, проявля­ют более стойкий интерес к занятиям и склонности к оп­ределенному виду тактики. Юноши и девушки в этом возрасте еще не могут выдерживать длительных напря-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

2-й чос

3-й час

Смелых спортсменов. С этой целью первые 2—3 года бо­лее 70% учебного времени занятий настольным теннисом следует отводить овладению атакующей и контратаку­ющей техникой и тактикой игры в быстром темпе (рис. 133—137);

Постоянно развивать необходимые теннисисту качест­ва— быстроту движений и передвижений, хорошее устой­чивое произвольное внимание и быстроту зрительной ре­акции, скоростную специальную выносливость, высокую координацию движений;

Культивировать одновременную игру различными ра­кетами с резиновыми накладками и накладками «сэнд­вич», хваткой «пером» и по-европейски.

Для овладения техникой необходимо:

3-0 чос

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 135. Вторая наглядная схема тренировки

Освоить весь арсенал технических приемов, разнооб­разные подачи и удары с различным вращением мяча и плоские без вращения;

Приобрести умение быстро приспосабливаться к раз­личным условиям игры и быстро реагировать на неожи­данно изменяющиеся игровые условия; уметь варьиро­вать свои движения в зависимости от этих условий и так­тической направленности соревнований;

Научиться изменять силу ударов — применять в зави­симости от обстановки мощные нападающие удары, уда­ры средней силы и удары не сильные — короткие;

Достигнуть в игре острой и разнообразной плассиров — ки мяча;

Научиться варьировать быстроту ответов, хорошо вы-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 136. Третья наглядная схема тренировки

Полнять удары с различных участков стола, учитывая высоту отскока мяча.

Совершенствование каждого технического приема должно предусматривать не только освоение и совершен­ствование отдельных движений, но и высокой точности ударов — умение безошибочно направлять мяч в наме­ченное место стола. Для развития точности игры следует широко использовать так называемый мишенный метод овладения точностью ударов.

Чтобы овладеть активной и разнообразной игрой в быстром темпе, особое внимание важно обращать на изучение:

Быстрых и свободных ударов, позволяющих вести ак­тивную игру;

Нападающих подач, которые могут выигрывать очки

И будут широко использоваться в качестве подготови­тельного удара для атаки;

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 137. Четвертая наглядная схема тренировки

подпись: 
рис. 137. четвертая наглядная схема тренировки

активного приема подач, с помощью которых игрок может эффективно нападать и обороняться.

При современной скорости и автоматизации выполне­ния ударов нужно по-новому решать вопросы овладения тактикой, для этого следует широко применять заранее освоенные тактические комбинации (рис. 138).

Занимающиеся должны совершенствоваться в парных играх. Из их числа следует укомплектовать постоянные пары, которые могли бы систематически тренироваться п выступать на соревнованиях.

В парных играх, как в юношеских, так и с участием девушек, необходимо освоить тактическую систему игры преимущественно в нападении и контрнападении.

/

/

/

/

1

См ^ —

■V

X

В ✓

См-«Л*

—————

«о

N.

. ч

»Ч

«V»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Условные обозначения:

———- — — Подачи и удары с вращением

Мяча вверх

■ ичг>-гчг гв ив я • Подачи и удары «подрезкой*мяча вниз

_ Сильные завершающие удары

Рис. 138, Атакующие тактические комбинации против защитника

Современный уровень развития настольного тенниса требует выполнения большого объема тренировки с по­вышенной интенсивностью для совершенствования техни­ки, развития силы, быстроты, а также игровой выносли­вости.

В работе с юными теннисистами нужно учитывать
прежде всего их возрастные особенности. Исследования наших ученых говорят о том, что к 13—15 годам двига­тельная система подростков достигает ьысокого уровня развития. Это Позволяет именно в этом возрасте закла­дывать прочные основы будущих достижений, которые во многом зависят от быстроты движения и отличной коор­динации.

Одновременно с этим нельзя забывать, что при дли­тельной однообразной тренировке по элементам у юно­шей и девушек утомление наступает раньше, чем у взрос­лых теннисистов. Поэтому в тренировочных занятиях подросткам следует давать кратковременные скоростные нагрузки, которые легче переносятся юношеским ор­ганизмом и могут разносторонне его подготовить к вы­полнению длительной интенсивности деятельности.