Теннис большой и настольный

Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Теннис большой и настольный - Александрийская школа настольного тенниса — тел +38 066 2801614

Диагностика психики и др.

Существует множество методик для диагностики психического состояния спортсмена. Некоторые из них доступны без специальной подготовки и могут использоваться как тренером, так и родителями. Большой популярностью в обследовании детей пользуются проективные тесты, например, рисунок семьи, рисунок несуществующего животного, рисунок дома и пр. Так же, для того чтобы можно было сделать выводы о психологическом состоянии ребенка, о качествах его характера, желании заниматься спортом, можно провести письменное тестирование, в виде специально составленного вопросника. Возраст участников от 8 лет и старше, независимо от уровня теннисной подготовки. Каждому юному спортсмену дается 30–40 мин на выполнение задания. Дети должны писать ответы сразу, а не на следующий день дома. Во время тестирования присутствие родителей нежелательно.

Составить подобный вопросник можно самому, нет необходимости углубляться в дебри психоанализа, на первом этапе для тренера важнее всего получить общее представление об интересах учеников, их наклонностях, мнениях. Например, тест может содержать следующие пункты:

1) Фамилия, имя;

2) Возраст;

3) Нравится ли тебе теннис? Почему?

4) Какой еще вид спорта тебе нравится?

5) Для чего ты участвуешь в соревнованиях (планируешь участвовать)?

6) Доволен ли ты своими результатами?

7) Чего бы ты хотел добиться в результате занятий теннисом?

8) Сколько у тебя лучших друзей? Ты давно с ними дружишь?

9) Что ты делаешь, когда злишься?

10) Какой предмет в школе тебе больше всего нравится? Какой меньше всего?

11) Любишь ли ты бегать? Как думаешь, сколько времени ты сможешь пробежать без остановки?

12) Как тебе интереснее тренироваться – одному или с другими детьми?

13) Что ты делаешь в свободное время?

14) Если бы ты мог весь день делать все что хочешь, чтобы ты делал?

15) Что самое важное для человека?

16) Опиши свой самый счастливый день в жизни и самый грустный?

17) Чего ты больше всего боишься?

18) Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

19) Нравится ли тебе тренироваться?

Вопросы достаточно простые, но позволяют увидеть представления ребенка о жизни, о его интересах, об отношении к теннису, проявляются характер и стереотипы поведения. Результаты теста можно использовать как подспорье в организации тренировочного процесса, но делать окончательные выводы по итогам ответов преждевременно. Мнения детей со временем могут меняться. Впоследствии, вполне вероятно, что ребенок, ответивший, что не хочет участвовать в соревнованиях, станет перспективным игроком и одержит большое количество побед. Дети податливы как пластилин. Сегодня у него нет настроения, потому что мама отругала за плохую оценку в школе, – и вот уже ответы пестрят негативными эмоциями. При грамотном подходе со стороны тренера, взгляды ребенка динамично развиваются. В обоюдном поиске наилучшего направления тренировочного процесса наставник гармонично формирует спортсмена, и не важно, станет ли юный теннисист играть на мировом уровне или будет заниматься только в свое удовольствие – эта гармония, внутренняя и внешняя сбалансированность тренировок станут стержнем в игре на корте и в личности человека в целом.

Внимательный тренер изучает характер и психические особенности занимающихся, наблюдая за их поведением во время тренировок. Таким образом, можно оценить следующие качества:

Уверенность в себе

Проявляется во время публичных выступлений, во время игры на счет, в отстаивании своего мнения среди сверстников. Более уверенные в себе дети не стесняются вызваться первыми для выполнения задания, они не боятся наказаний за плохую игру, готовы сразиться практически в любом упражнении с остальными учениками.

Умение мобилизоваться в непредвиденных ситуациях Это видно в навыке быстро перестраиваться при смене упражнения, правил или условий тренировки, например, при переходе с открытых кортов в зал из-за дождя.

Умение удерживать внимание

Важно определить время, на которое удается удержать внимание каждому отдельному ребенку (проявляется во время упражнений на удержание мяча, а также в стабильности уровня игры во время тренировки и соревнований).

Трудолюбие и работа на фоне усталости

Сколько времени ученик может продолжать тренироваться, не капризничая на фоне усталости? Отличается ли уровень игры в начале и в конце тренировки? Легко ли соглашается спортсмен выполнять долгие и нудные упражнения?

Творческий подход, умение импровизировать

Умеет ли ребенок вариативно играть во время выполнения задания со свободными условиями? Насколько часто выполняет неординарные удары, играет не по инструкции. Можно попросить ученика придумать упражнение самому и посмотреть выполнит ли он его с энтузиазмом.

Лидерские качества

Нравится ли юному спортсмену руководить и организовывать других детей? Насколько хорошо у него это получается? Может ли взять инициативу в свои руки в парных и командных упражнениях?

Отношение к неудачам

Как ведет себя теннисист во время проигрыша: борется ли до конца или обречённо отдает победу в руки соперника; нервничает, злиться или ищет способы изменить ситуацию?

Умение анализировать

Можно спросить мнение ребенка о какой-либо ошибке в его игре, посмотреть сумеет ли он выявить этот недостаток. Какие способы исправления ошибки он видит? Спросить какой удар ему больше нравиться и почему? Можно задать вопрос о тактической стороне игры с соперником и наблюдать за ходом мыслей ученика.

Умение делать правильный и быстрый выбор

Если есть несколько вариантов выполнения задания, найдет ли юный теннисист оптимальный? Насколько быстро выберет лучшее для себя при предложении разных упражнений ему и другому ребенку? Выберет ли себе в пару более сильного партнера при игре против другой пары?

Легкость в усвоении новых навыков и знаний и в удержании ранее приобретенных

Помнит ли ученик то, что проходили на предыдущей тренировке? Как быстро схватывает новые движения? Насколько легко повторяет за тренером упражнения на корте?

По мере взросления теннисиста роль психических качеств и умения управлять своим ментальным состоянием все больше возрастает. Через несколько лет тренировок участие в соревнованиях становится постоянным, конкуренция усиливается, дети начинают осознавать значимость побед и поражений и по-разному реагировать на них. В данном периоде многое зависит от степени готовности юного теннисиста к выступлениям на турнирах. С одной стороны и тренеру, и родителям хочется увидеть результаты своих общих трудов, а с другой зачастую теряется понимание длительной перспективы. Еще за полтора года до начала активного участия в соревнованиях необходимо начать подготовку к ним. В чем же заключается эта подготовка? Прежде всего, в адаптации ребенка к игре на счет. В зависимости от личностных особенностей того или иного спортсмена тренер может развивать недостающие качества и усиливать имеющиеся. Это касается всех сторон игры на корте. Так, если у Коли в решающие моменты матча такое сильное волнение, что он не может подбросить ровно мяч, то задача тренера обучить методикам самоконтроля (с помощью дыхания, удлинения пауз между розыгрышами, концентрации внимания не на эмоциях, а на тактике) В случае чрезмерного волнения игрока, необходимо формировать правильное отношение к решающим моментам (понижение их значимости, настрой на розыгрыш очка, на борьбу за каждый мяч).

Постепенная отработка игровых моментов в тренировочной обстановке помогает привыкнуть к соревновательной атмосфере. Сначала играются лишь отдельные геймы, тайбреки, выполняются разнообразные задания на счет без подачи. Уже здесь становятся видны характерные особенности того или иного спортсмена: кто-то выбирает агрессивный теннис, но не может терпеть длинные розыгрыши; кто-то наоборот боится забивать, и с трепетной осторожностью «зайца» бегает из угла в угол; кто-то лидируя в счете вдруг прекращает играть и безучастно проигрывает очко за очком; а у кого-то включение в матч происходит к концу оного. Очень важно оценивать психические закономерности поведения игрока и направлять его действия и эмоции в плодотворное русло. Как часто бывают ситуации, когда ребенок начинает раз за разом вымещать своё негодование на ракетке, а родители и тренер только ругают его и говорят: «не делай этого», вместо того, чтобы разобраться, что служит причиной таких реакций.

В детском теннисе соревнования необходимы для приобретения игрового опыта, закрепления отработанных на тренировке навыков, и именно на это должен быть настроен юный теннисист. Мотивация на победу, конечно, желательна, но не как самоцель. Иначе, смещаются приоритеты и ребенок оказывается в положении, когда он должен выиграть любой ценой, а арсенал его теннисных умений пока недостаточен. Важно учитывать, что в турнирной обстановке начинающий игрок не может выступать на 100 % своих возможностей, хорошо, если покажет 30–40 %. Во время активной работы над техникой, стабильность понижается и лучше в этот период избегать матчевых встреч.

Обычно свои первые соревнования дети играют в возрастной категории до 10 лет. Эмоции и опыт, которые приобретут юные теннисисты от участия в них, повлияют на дальнейшее отношение к турнирам в целом. Важен настрой ребенка на получение радости от самой игры, на возможность попробовать свои силы, на попытку выполнить задание тренера. Безусловно, необходимо позитивное подкрепление полученного опыта (будь то победа или поражение). Негативная оценка родителями или тренером игры ребенка, а тем более явная критика в его адрес, создадут страх выхода на корт в последующие разы. Теннисист участвует в соревнованиях не для оправдания чьих-то ожиданий и об этом необходимо помнить как ему самому, так и ближайшему окружению.